Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Пятница, 03.05.2024, 07:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2009-10 гг.

Уроки "Духовного краеведения Подмосковья"

Уроки "Духовного краеведения Подмосковья" 30 октября Н. М. Горячева - учитель истории Дорской средней школы совместно с учениками представила мероприятие по духовному краеведению Подмосковья на тему "Святыня Шаховской земли" о Сретенской церкви села Пески. Сценарий включал в себя стихи духовного содержания, историю погоста Пески и его жемчужины - Сретенской церкви, а также описание устройства храма и информацию о главных престольных праздниках Сретенского храма. На мероприятии была показана театрализованная сценка о Сретении Господнем, использовались материалы видеожурнала "Православный вестник", выпускаемый Шаховским благочинием, который поступает ежемесячно во все общеобразовательные школы Шаховского района.

Разработка мероприятия по духовному краеведению
Подмосковья учителя истории МОУ «Дорская средняя общеобразовательная школа»
Шаховского района Горячевой Натальи Михайловны

Тема: Святыня Шаховской земли (история храма в д.Пески) Цель: дать учащимся знания об истории храма на их малой родине; приблизить детей к пониманию того, что есть духовные корни; воспитывать чувство патриотизма, личной ответственности за происходящее вокруг. Основные понятия: историческая память, Сретение Господне, Пророк Илия, Покров Богородицы. Оформление мероприятия: выставка книг по православной тематике; слайд- фильм «Земля Шаховская»; стенд «Край, в котором я живу».

Ход мероприятия.

1-й ведущий: Эпиграф

...Ты вдаль взгляни: над синими холмами
Увидишь вдруг ожившую мечту,
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.
Вера ЯВОРСКАЯ

Чтение ученицей стихотворения «Шаховская»

Не хочу иного края,
Что обильем славится.
Шаховская, Шаховская
Всё в тебе мне нравится!

Перелески да поляны.
Нивы хлебные меж них,
Покоряет воздух пряный
Дань просторов голубых.

Здесь глубинка, травостои,
Сенный дух густой стоит, -
Дело сельское, простое,
Нас с природою роднит.

Горбылёвые домушки
На шестах качаются,
Перелётные пичушки
С лета в них вселяются.

Жить бы славно без заводов,
Чтоб не пудриться в дыму,
Сберегли бы лес и воды,
Всё бы было «по уму»!

Будь нам матерью, родная!
Экологии- отцом,
Шаховская, Шаховская,
Добрый наш, отцовский дом!

I. Объявление темы и целей мероприятия.
Учитель: Мы не случайно начинаем мероприятие чтением стихотворения о родном крае нашего земляка Льва Титова. Наш разговор пойдёт об одной из деревень вашей малой родины д.Пески и о храме, который там находится. Деревня Пески, ранее называвшаяся селом, имеет древнюю и славную историю.
II. Изучение нового материала: 1.Рассказ ученика об истории с.Пески.
Село Пески, которое называлось ещё селом Высоцким, упоминается в 1596 году в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. Князь завещал в ней отдать своей княгине в Репотин стане села: «Огрызково, да Наумове, да Высокое, да Косово, да Михалкове, да Липняги». Войны 16 столетия чередовались с недолгими периодами затишья и стабильности, когда крестьяне расширяли запашки своих полей, а на починках ставили дворы. Так потихоньку и появлялись деревеньки в 2-3 двора, которыми богата бала тогда русская земля. Со временем удачно расположенная деревня разрасталась, превращалась в село со своими храмом. Среди таких деревень, по-видимому, оказалось и с.Пески.
В начале XVII века в «смутное время» село было разорено и превратилось в пустошь. Церковная земля -17 десятин, до 1704 года Патриаршим казенным приказом сдавалась в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Воскресенскому на Истре монастырю, построили церковь Сретения Господня. 2. История храма. 1-й ведущий: Самая главная достопримечательность не только села Пески, но и всего Шаховского района - церковь Сретения Господня. Давайте обратимся к истории этого храма.

Чтение учеником стихотворения «Диво дивное»

Диво дивное,
чудо чудное:
Пусть для Родины
время трудное, –
Но не сказкою,
не былинами
Белый храм встает
над руинами.
Божий храм встает
в волю вольную,
Ах, и песнь поет –
колокольную!..
До небес плывет
песня плавная –
Оживает Русь
Православная

1-й ведущий: А сейчас мы посмотрим видео «Из истории храма».
2-й ведущий: Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Об этом нам сейчас расскажут.
3. Сообщение 1-го ученика об устройстве православного храма:
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей. Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов. Сообщение 2-го ученика об устройстве православного храма Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Сам храм предназначен непосредственно для верующих. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов. В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти рядов икон. На стенах же храма развертывается евангельская история. 4. Учитель: Как уже было сказано: каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей. Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Церковь Сретения Господня - Трехпрестольный храм. В зимней части –Сретения Господня, в летней на одной линии два престола- Пророка Илии и Покрова Богородицы.
Вопрос: Как вы думаете, почему так получилось? (звучат рассуждения учащихся)
О Пророке Илии и Покрова Богородице нам подготовил сообщение….
Сообщение ученика «О Пророке Илии и иконе Покрова Богородице»
Пророк Илия - один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. -Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси, по молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему Отечеству святых. По всей России воздвигались храмы в честь Илии пророка. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров. На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь Молиться, что бы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

Сценка «Сретенье Господне»
Действующие лица: Симеон, Ангел, Ведущая.
Действие 1 Сцена представляет собой жилище Симеона. Он (еще молодой человек) сидит за столом. На столе лежат старинные рукописи, горит свеча.
Симеон.
К высоким мыслям чувствую призванье,
К работе кропотливой я привык,
Перевожу Священное Писанье
С еврейского на греческий язык.

(Симеон склоняется над рукописью. Вдруг в недоумении прекращает работу.)

Нет, непонятны мне слова пророка,
Хотя Исайя ясно говорит,
Когда земные завершатся сроки
И Дева Непорочная родит
Спасителя, то в мир придет Мессия,
О Ком Всевышнего с молитвой мы просили,
И упрочится с небесами нить.
Как может Непорочная родить?
Пречистая, не знающая мужа...
Поверить в это очень трудно мне!

(Звучит нежная спокойная музыка, жилище Симеона озаряется ярким светом, и появляется ангел в белых одеждах.)

Ангел.

Не веришь ты пророчеству Исайи?
Так знай же, Симеон!
К могильному, не подойдешь ты краю,
Пока от Девы не родится Он!
Он — Властелин над всем живым и сущим,
Свет истины спасительной несущий,
Сын Господа и Девы Непорочной,
Исполнятся слова святых пророчеств!

(Ангел исчезает, яркий свет гаснет.)

Действие 2 На сцене стоит стол, покрытый скатертью. На столе — икона "Сретение Господне”. Перед ней горит свеча. За столом сидят ведущая и дети. Они беседуют.

Ведущая. Прошло много, лет, Симеон стал праведным старцем, убеленным сединой. Исполнились слова пророка Исайи, и Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме. В Вифлееме для Девы Марии и Ее мужа Иосифа не нашлось свободного места в гостинице, и они были вынуждены остановиться в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот. Здесь в скромной, даже убогой обстановке совершилось дивное чудо — рождение Божественного Младенца. Первыми поклониться истинному Богу пришли не цари, не вельможи, не богачи, а простые пастухи, которым сияющий ангел возвестил о свершившемся чуде. Ведь Господу нашему любезны простая жизнь, тихий труд, терпение, усердные молитвы и горячая вера!

(Звучит тихая музыка. Дети поочередно читают стихотворение.)

СВЯТАЯ НОЧЬ

В вышине бездонной
Звездочка горит,
Труд смиренный, скромный
Богом не забыт:

Первыми в пещеру
Пастухи пришли.
Искренняя вера —
Это соль земли!

Кротость и терпенье,
Жизнь совсем простая,
Бедным утешенье
Эта ночь святая?

Ведущая. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Мать Его и Иосиф принесли Младенца в храм. В тот день Святой Дух повелел Симеону скорей идти в храм. Войдя, праведный старец увидел Младенца на руках Святой Матери. Симеон с радостью и со слезами взял Младенца на руки и произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка”. Это означает: "Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира”. Этот день празднуется православными христианами. Праздник называется Сретение, что означает "Встреча”.

(Звучит тихая музыка. 1 и 2 читают стихотворение.)

ВСТРЕЧА

Среди печальных скал
Застыл старик в мольбе:
"Я стар, я жить устал,
Возьми, Господь, к Себе!”
С небес раздался глас:
"Когда узришь Христа,
Придет успенья час,
Закроются уста!”
И старец Симеон
Пришел в Господний храм,
Младенца встретил там
И был освобожден!

Ведущая. Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, а Сретение символизирует встречу Ветхого Завета с Новым Заветом; принесенным в мир Иисусом Христом. Праздник Сретение приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны.

(Звучит тихая музыка 1 и 2 читают)

Сретение

Ветер, весенний предтеча,
Развеял снежные сны.
Сретение — первая встреча —
Встреча зимы и весны.

Оттепель. Капает с крыши,
В полдень запел петушок.
Кажется, где-то слышен
Весны золотой рожок!

Ведущая. В середине февраля уже чувствуется дыхание близкой весны: случаются оттепели, звенят первые робкие капели, оседают сугробы, радостно чирикают воробышки. В заключение хочу привести вам слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Братья! Чтобы встретить нам радостно Господа во Второе и славное Его Пришествие, научимся встречать Его здесь - ежегодно в праздник Сретения”.

5. Жизнь храма сегодня.

2-й ведущий: Удивительна судьба Сретенского храма. Богослужения в нем ни разу не прекращались, разве только во время оккупации района немецко-фашистскими захватчиками, тогда как другие храмы были закрыты, а то и разрушены. Пережил храм и тяжелые времена атеизма и безверия (хотя дорога к нему никогда не зарастала).

1-й ведущий: Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX века храм был обшит тесом и покрашен. В 1976-2003 годах служение здесь осуществлял протоиерей Петр Трохин, с июня 2003 по июнь 2005 года священник Александр Чиликов, с июня 2005 года и по сей день– протоиерей Богдан Пасичнык , который прилагает все усилия для сохранения этого уникального памятника архитектуры. В 2008 году в праздник Сретенья Господня храм села Пески отмечал свое 150-летие, а Богдан Пасичнык своё 55-летие.

Видео «Рассказ старосты храма»

Учитель: Стремясь обрести благодать, мы часто отправляемся за тридевять земель, не задумываясь о том, что не меньшую благодать мы можем обрести совсем рядом. Давайте же будем внимательнее относиться к тому, что милостью Божией имеем на родной Шаховской земле. Сейчас совершим виртуальное путешествие по храмам Шаховского района.

Видео «Имена православных храмов Шаховского района»

III. Подведение итогов мероприятия.

Учитель: 1) Как вы думаете, почему в последнее время люди так потянулись в храм? (звучат рассуждения учащихся)
2) Послушайте, что написал об этом в своём стихотворении Анатолий Болутенко
(звучит стихотворение «ЖИВАЯ ВЕРА»)

1-й ведущий:

Спасённым будет человек иль нет?
Одна есть только праведная мера,
Ведь воскресенье даст иль тьму, иль свет,
Спасти способна лишь живая вера.

Живая вера – вера добрых дел,
Крещенским обещается заветом,
Чтоб каждый совесть добрую имел
И был в служеньи Богу ярким светом.

Свой выбор каждый может сделать сам,
Но не придёт желанное спасенье,
Коль совесть страстно не зовёт к делам,
Творить добро не вызреет стремленье.

Бог на суде проявит чудеса,
Готовыми всегда к суду быть надо:
Благословенным даст Он небеса,
Проклятым будет вечный огонь ада.

Проникнуть нужно в Господа слова,
Служение Его взять для примера,
Ведь вера без служения мертва,
Спасение даёт живая вера.

Категория: Рождественские чтения 2009-10 гг. | Добавил: администратор (07.12.2012)
Просмотров: 1893 | Рейтинг: 0.0/0