Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Среда, 01.05.2024, 22:34
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2010-11 гг.

«Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»
МОУ «Дубранивская средняя общеобразовательная школа» «Конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий духовно - нравственного содержания»
Духовное краеведение Подмосковья урок в 8 классе
Тема: «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»
Учитель истории : Чулина О.Н.
2010 год.
Цель урока: дать знания о русских святых, памятниках православной культуры на примере «Жития Сергия Радонежского»; рассмотреть этапы духовного пути игумена. Воспитательная цель: формирование духовного мира школьников, нравственных и патриотических принципов, эстетических вкусов на примере образа Сергия Радонежского. Оборудование: Электронная презентация «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский» Мультимедийный проектор с экраном Учебник «Духовное краеведение Подмосковья»
Ход урока 1. Сегодня мы поговорим о житии Сергия Радонежского - заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы: · Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей? · Почему, спустя века, люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию? · Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого? (Презентация, слайд № 2) В тяжелые годы 14 века Русская земля стонала от татарских набегов. Ссоры князей ослабляли Русь, мешали дать отпор врагам. Русская Церковь примиряла князей, объединяла в деле за­щиты Отечества. Церковная история рассказывает о том, что Промыслом Божиим дан был Руси великий святой — препо­добный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения всех русских сил. Много святых прославлено на Руси, но только его называли игуменом Русской Земли. Поче­му? Преподобный Сергий соеди­нил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, построил монастырь, свои­ми подвигами восстановил высо­кие идеалы монашеской жизни, напомнил христианам о цели их жизни - преображении своей души для вечной жизни с Богом.
2. Житие Сергия Радонежского. Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. О жизни Сергия Радонежского известно от преподобного Епифания Премудрого, его ученика, написавшего житие. Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи в утробе своей благочестивой матери. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, где иерей Михаил крестил его, назвав младенца Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христова. С ним росли два брата, Стефан и Петр. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться. С детства он отличался глубоким благочестием и подвижничеством, но, как известно, учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи. (Презентация, слайд №3) Житие повествует о явлении отроку старца, вручившего ему святую просфору: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». После чего сразу стали заметны его успехи в учёбе. В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском монастыре, где были погребены после своей кончины. После смерти родителей он со своим старшим братом Стефаном построил в Радонежс­ком лесу на горе Маковец хижи­ну и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Но Стефан не вынес трудной жизни в лесу и ушел. Варфоломей остался один. ( Презентация, слайд №4) Трудно было терпеть голод, холод. Волки выли вокруг его домика-кельи, голодные мед­веди ходили. И нечистая сила страшными видениями старалась выгнать его из леса... Но Варфоломей все искушения (трудности) преодолевал молитвой. (Презентация, слайд №5). Через семь лет монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха. 1337 год является датой основания Троицкого монастыря. Люди, услышав о подвижнике, приходили к нему за сове­том и молитвенной помощью. (Презентация, слайд №6,7) Некоторые строили кельи и селились рядом. Так устроился монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извёл источник ключевой воды, исцелял больных. (Презентация, слайд №8,9) Ему самому были чудесные явления. Однажды он видел множество птиц, и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников. Ему явилась Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять своей помощью основанный им монастырь. (Презентация, слайд №10,11) Вопросы для закрепления · Какое имя дали святому при крещении? · Зачитайте фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока. (Текст учебника, стр101) · Что такое просфора? Просфора – хлеб, который вкушают до и после литургии. Литургия – главная церковная служба, проводимая в первой половине дня. Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью) Для чего он ушёл в пустынь? Почему стал монахом? (монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям). Какие испытания ему пришлось пройти? Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления) Кто такой праведник? Праведник – благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим. В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле) 3. Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Преподобный Сергий учил князей христианской братской любви друг к другу, терпению, уступчивости. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом и помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. И Русь собрала силы для решающей битвы. (Презентация, слайд №12) Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Великий князь Дмитрий, готовясь идти на Мамая, пришел к преподобному Сергию просить его молитв и благословения на битву. (Презентация, слайд №13) Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. Преподобный дал в помощь князю двух монахов. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй – Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения – островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. «Вот тебе мои оруженосцы»,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному. (Презентация, слайд №14) В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Уже стоя у реки Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом - не­медля сразиться. «Боже, даруй победу!» - неслись клики. (Презентация, слайд №15,16) Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видел и на­зывал павших воинов. О победе он возвестил первым: «Великая по­беда над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен». (Презентация, слайд №17) Прочитать текст учебника, стр. 104-105 Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении? Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод? (молитвенник и заступник за Русскую землю) Как создаётся в «Житие…» образ идеального святого? Какими чертами характера обладает святой? (Презентация ,слайд №18) Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. (Презентация, слайд №19)
И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная». (Презентация, слайд №20 -22)
Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой (Презентация, слайд №23-27) ·
Что говорит «Житие...» о нетленных мощах святого? Нужно ли читать жития святых? Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы? В начале урока мы с вами поставили цель ответить на вопросы (Презентация, слайд №28 )
Итак, сделаем вывод: Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики. Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую. Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия! (Презентация, слайд №29 )
 
Литература
1. Автор - составитель А.Г.Кутузов. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.
2. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Методическое пособие для учителя. – М.: ЦПКИТО,2008. – с38
3. Свято-Троицкая Сергиева лавра.- Тула: ИПО «Л.Т.», 2003.- 31с. 2. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах №3-4.- М.: Духовные истоки, 2004.- 222с.
Категория: Рождественские чтения 2010-11 гг. | Добавил: администратор (29.12.2011)
Просмотров: 4436 | Рейтинг: 0.0/0