Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Среда, 01.05.2024, 17:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2010-11 гг.

Святые дочери России
МОУ « Серединская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий
"Святые дочери России"
Учитель: Чевычалова О.А.
2010 г
 
Хор Воскресной школы «Хвалите Господа с небес»
ВЕДУЩИЙ (1): На протяжении многих веков образ женщины, ее очарование загадочность и склон­ность к самопожертвованию были предметом восхищения и величай­шего преклонения. С любви и ува­жения к женщине начинается Чело­век. Ведь не зря женщина от приро­ды обладает необъяснимой силой, огромным обаянием и возмож­ностью дарить на земле небесное блаженство.
ВЕДУЩИЙ (2): Женщины в русской истории... В чем их особен­ность?.. Ф. М. Достоевский писал: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит». Даже в самое трудное время рус­ская женщина не требовала к себе снисходительности. В ее слабости таилась огромная сила. Это под­тверждают многие русские женщи­ны, жившие в различные эпохи: кня­гиня Ольга, Ярославна, Маргарита Тучкова, Екатерина Трубецкая, Наталья Долгорукова, Мария Волкон­ская и многие другие... « Читая вечные священные страницы»
ВЕДУЩИЙ (1): Имя великой княгини Ольги упоминается вся­кий раз, когда речь заходит о вы­дающихся женщинах Древней Ру­си. Истории неизвестно, где и ког­да родилась княгиня Ольга, но ее деяния остались в памяти людей. Образ ее встает перед нами, когда мы читаем «Повесть временных лет». Веками ткалось кружево на­родных преданий об Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» пра­вительнице и защитнице земли Русской. Христианское имя великой кня­гини — Елена, в переводе с древне­греческого означающее «избранная, светлая», очень точно отражает ее натуру. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны рус­ские до последнего рода!»
ЧТЕЦ:
Она была такой прекрасной.
Что красотой ее пленясь,
К ней воспылал любовью страстной
 И в жены взял — великий князь!
Была такою умной Ольга,
Что — хоть историка спроси! —
Из всех княгинь ее лишь только
Прозвали Мудрой на Руси!
Она была еще жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь в мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.
Крестившись, Ольга изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро и милость,
И слово Божие несла!
Предвидя, что придется внуку,
Крестя вести нас к Небесам,
Не так мечу, седлу и луку
Его учила, как псалмам!
Владимир не забыл об этом
И Русь — крестил! А Ольгу мы
Сравним с зарей перед рассветом,
С подснежником в конце зимы!
 
«Услышь о Господи меня»
 
ВЕДУЩИЙ (2): Примером иде­ала древнерусской женщины может стать образ святой Февронии, пре­данной и благочестивой, мудрой и просветленной спутницы муромского князя Петра. Сначала она спасла его жизнь, потом неоднократно давала мудрые советы, помогала управлять княжеством.
ВЕДУЩИЙ (1): Подлинным трагизмом овеян образ Ярославны — жены князя Игоря, воспетой безы­мянным автором «Слова о полку Игореве». К несчастью, нам ничего неизвестно о самой Ярославне, как практически обо всех женщинах той далекой эпохи. Ярославна вместе с мужем управля­ла небольшим городом Новгородом-Северским. Когда князь Игорь вмес­те с братом Всеволодом и сыном Владимиром отправился в 1185 году в злополучный поход на половцев, его жене было около тридцати лет. Чтобы как можно скорее получать вести о своем милом, Ярославна переехала из Новгорода-Северского в расположенный на самой границе со степью Путивль, где ее застала весть о пленении мужа. И «разразилась Ярославна на крепостной стене горьким плачем», донесенным до нac «Словом о полку Игореве».
ЧТЕЦ:
На Дунае Ярославнин голос слышится,
Кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле реке,
Утру князю кровавые раны
На могучем его теле».
Ярославна рано плачет
В Пугивлс на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
 Зачем мчишь хиновские стрелочки
На своих легких крылышках
На воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять,
Лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье
По ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет
В Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Славутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады
До стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез на море рано».
Ярославна рано плачет
В Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
Над войной моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
Горем им колчаны заткнуло?»
Слово о полку Игореве
 
ВЕДУЩИЙ (2): Этот плач дает нам уникальную возможность со­прикоснуться с внутренним духов­ным миром русской княгини, жив­шей более восьми столетий тому назад.
 
« Я встаю с постели рано»
 
ВЕДУЩИЙ (1): Еще один неза­бываемый женский образ — образ святой Ксении Петербургской. Она родилась в начале XVIII века. О детстве ее нам ничего не известно, можно только сказать, что святая Ксения получила хорошее образо­вание. Когда она подросла, ее взял в жены Андрей Федорович Петров. Он пел в хоре, составленном самой императрицей Елизаветой Петров­ной. Муж и жена очень любили друг друга. Но счастье было недолгим. Через три года Андрей Федорович умер. С его смертью Ксения будто лишилась рассудка. Она надела на себя его одежду и просила называть себя его именем. Сразу после похо­рон она раздала все свои деньги, а дом оставила под приют для нищих. Родные подумали, что бедняжка сошла с ума, но потом поняли, что все эти поступки продиктованы доб­ротой сердца и любовью к людям. Вот так Ксения стала блажен­ной. Дни напролет она ходила по городу босая, в мужской одежде. Однажды горожане решили просле­дить, где ночует Ксения, и увидели, что по вечерам она выходит за го­род, в поле, и там горячо молится, засыпая лишь перед рассветом, пря­мо на земле. Во время строительства церкви на Смоленском кладбище блаженная Ксения по ночам тайком раскладывала кирпичи на лесах, чтобы таким образом помочь строи­телям. Через некоторое время горожане заметили: куда зайдет блаженная Ксения, туда приходит удача. В лав­ке процветает торговля, больной ре­бенок начинает выздоравливать... Всегда она старалась быть полезной людям: делом или добрым советом. Умерла Ксения через 45 лет пос­ле смерти мужа. Над ее могилой на Смоленском кладбище была пост­роена часовня, в которой происхо­дили чудесные исцеления, страждущие получали надежду и успокое­ние. Эта часовня, названная в честь святой Ксении Петербургской, до сих пор является одной из главных святынь православного Петербурга. В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви при­числил Ксению Петербургскую к лику святых. « Не туман белеет в тёмной роще» ВЕДУЩИЙ (2): Удивительна судьба русской женщины Маргари­ты Тучковой, родившейся в 1781 го­ду в семье Нарышкиных. Во время всех военных действий она следова­ла за мужем Александром Тучко­вым, научилась ухаживать за ране­ными. Ее муж был ранен в Бородин­ском сражении, солдаты пытались вынести генерала с поля боя, но во время обстрела они все погибли. Маргарита Михайловна на поле боя пыталась отыскать тело Алек­сандра. У нее еще была слабая на­дежда, что он жив или, может быть, в плену. Убитой горем женщине удалось найти лишь место гибели горячо любимого мужа. Маргарита продала драгоценности и воздвигла у края Бородинского поля неболь­шую часовенку. Пережить страш­ную потерю ей помог сын: она жила ради него. Но еще одно несчастье постигло Маргариту: в пятнадцати­летнем возрасте умер ее сын. Мать похоронила его под сводами храма Спаса Нерукотворного. Маргарита продала имение и на вырученные деньги построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы об­легчить страдания солдатских вдов. Маргарита умерла ранней вес­ной 1852 года. В ее руках нашли не­большой листок бумаги. Это было письмо на французском языке со словами: «Кто владеет моим серд­цем? Прекрасная Маргарита!» Такова судьба этой удивитель­ной русской женщины, жены и ма­тери. « Утоли моя печали»
ВЕДУЩИЙ (1): Ярким приме­ром бескорыстной любви и предан­ности является подвиг поистине «святых» женщин России — жен де­кабристов. Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная Лаваль, первой поки­нула дом, отвергла блеск и роскошь, отказалась от богатства и доброго имени, порвала с прошлым и броси­лась, как в пропасть, в неведомую Сибирь. А ведь ей тогда было лишь двадцать шесть лет. Она решила ра­зыскать своего мужа — князя Сер­гея Трубецкого, «государственного преступника», осужденного по делу о восстании 1825 года на Сенатской площади. Умерла Екатерина Тру­бецкая в городе Иркутске. Рядом с ее могилой на территории бывшего Знаменского женского монастыря похоронены ее дети. Вслед за Трубецкой выехала к мужу двадцатилетняя княгиня Ма­рия Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленно­го героя Отечественной войны 1812 года. Она умерла в 1863 году, оставив после себя «Записки» с ярким опи­санием тюремно-каторжного режима, характеристикой многих декаб­ристов, сведениями о быте, нравах, культуре и отношении населения Сибири к декабристам. На Северном Урале в неболь­шом городке Пушкинске похороне­на жена декабриста Василия Ива­шева — Камилла. Она родилась в 1808 году в семье француза Пьера Реме Ле-Дантю, который переехал жить в Россию, где женился на сво­ей соотечественнице. В 1812 году семья переселилась из Петербурга в Симбирск. Там мать Камиллы по­ступила гувернанткой на службу в семью помещиков Ивашевых. В имении Ивашевых Камилла впер­вые увидела сына хозяев Василия Петровича. Молодой человек про­извел на Камиллу глубокое впечатление. Через несколько лет Камилла тоже стала гувернанткой в Петербурге. После того как произошли выступления декабристов, Камилла узнала о том, что Василий Ивашев арестован. В 1828 году Камилла направила царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь и получила разрешение в сентябре 1830 года. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному. Более ста семидесяти лет прошло с тех пор, но и сегодня люди помнят о подвиге жен декабристов и навещают их могилы. Романс « Любовь и разлука» ВЕДУЩИЙ (2): А женскому подвигу Натальи Долгоруковой уже почти три столетия, но имя ее тоже не кануло в Лету, хотя никаких особых заслуг перед Отечеством на ее счету нет. Полюбив в шестнадцать лет фаворита Петра II — Ивана Долгорукова, она обручилась с ним в 1729 году. После смерти Петра II ее родные, зная нерасположение Анны Ивановны к Долгоруковым, уговаривали ее отказать князю Ивану, но Наталья с негодованием отвергла эти советы. Свадьба состоялась в 1730 году, а через три дня семью Долгоруковых постигла ссылка. Наталья была сослана вместе с Долгоруковым. В Березове у Долгоруковой родился сын. Первые годы пребывания в Березове тяготы ссылки смягчались для нее любовью мужа и привязанностью к сыну. В 1738 году у Натальи родился второй сын, а Долгорукова отправили в Тобольск. Только в конце 1739 года Наталья Долгорукова узнала о казни мужа и получила разрешение жить у брата.
ВЕДУЩИЙ (1): Может, сущ­ность женщины и заключается в том, чтобы оставаться ею при любых, даже самых трагических обс­тоятельствах, а женский талант заключается в готовности к само­пожертвованию вплоть до самоот­речения.
ЧТЕЦ:
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, Мать, и Сестра, и Жена —
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, —
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
 
ВЕДУЩИЙ (2): Великая Отечественная война... Она нав­сегда останется в памяти народа. И, пожалуй, самой трагичной в годы этой войны была судьба женщины-солдатской вдовы. Мало их уже осталось в живых — тех, кто провожал на великую битву своих сыновей-солдат и потом долгие годы ждал их возв­ращения. У писателя Александра Фаде­ева есть-волнующие строки, об­ращенные к матери: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бу­шует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, — все это делали ру­ки матери моей — моей и его». Крючко В.Г. ВЕДУЩИЙ (1): Женщина и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, един­ственную и неповторимую... Эти понятия несопоставимы...
ЧТЕЦ:
Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
 Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как мать.
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных
Писем С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Еще вчерашний звонкий голосок,
А ныне жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы —
Работают холодные умы...
Я сына родила не для войны.
Н. Бурова «Я сына родила не для войны!..»
 
ВЕДУЩИЙ (2): Прошли годы... А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг — растят, поднимают на но­ги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими. Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты появляются «горячие точки». И вспыхивают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессиль­ные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим рас­терзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.
ЧТЕЦ:
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.
 Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.
К. Кулиев. О матери
 
ВЕДУЩИЙ (1): Подводя итог нашему разговору о святых женщинах России, хочется поклониться им до земли. Судьба не баловала их, возлагая на хрупкие плечи тяжкие испы­тания. Но как бы сурова ни бы­ла к ним жизнь, русские жен­щины достойно исполняли свое земное предназначение.
ЧТЕЦ:
Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга —
Первоугодница еси,
Монахини, княжны...
 О, сколько
Святых заступниц на Руси!
Какие бури и метели —
Людскую зависть, гнев и злость
Им, о душе, а не о теле , потерпеть пришлось!
В духовной битве пораженный,
Враг отступал от них не раз.
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!
Одни за веру жизнь отдали,
Другие в подвиге святом,
Терпеньем Богу угождали,
Трудом, молитвою, постом.
Мгновеньем пронеслись столетья.
Но, не забыв земли родной,
Вы были с нею в лихолетья —
 Глотком воды в духовный зной.
И ныне, в век наш прокаженный.
Не слушающий Божий Глас,
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!
Е. Санин. Святые женщины России
 
« Царица небесная»
 
Категория: Рождественские чтения 2010-11 гг. | Добавил: администратор (29.12.2011)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 0.0/0