Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Среда, 01.05.2024, 18:10
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2010-11 гг.

ВЕЧЕР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
МОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1» Конкурс лучших методических разработок духовно-нравственного содержания
Разработка внеклассного мероприятия по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»
(7 класс)
ВЕЧЕР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
Учитель Карпович Лариса Анатольевна
Шаховская 2010 г.
 
(слайд 1) Слово учителя. Здравствуйте, ребята. На уроках духовного краеведения мы говорили с вами о христианской православной культуре (тема 2.5), древнерусском искусстве (тема 3). Работая над темой 4 «Древнерусское зодчество», мы посетили с вами Иосифо-Волоцкий монастырь, где отец Сергей познакомил вас с особенностями архитектуры этого монастыря, мы посещали с вами Волоколамский Кремль, памятник древнерусской архитектуры. На уроках духовного краеведения, посвященных религиозной живописи (тема 5), мы говорили с вами об иконах и произведениях живописи на религиозные темы. Познакомились с письменными источниками православной культуры (тема 6). Завершить уроки, посвященные православному искусству, мы решили «Вечером духовной музыки».
(слайд 2) Вступление. Сегодня мы будем говорить о «вечных темах и образах». Среди «вечных» тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать «темой», так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие полотна и храмы. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. «Сам Бог говорил над моим ухом», - свидетельствовал композитор Людвиг Ван Бетховен, признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека. Если представить историю музыки как ряд великих имен, то среди них трудно назвать композитора, у которого бы не было духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов, Чайковский и наши современники: Свиридов, Прокофьев, Кастальский. И это не удивительно – ведь церковь некогда была колыбелью музыки. В поисках истины и красоты человек приходит к Книге книг – Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание. В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру.
(слайд 3) Рассказ ученика. Вслушайтесь в высокий чистый голос, задумайтесь над словами молитв. Но молитвы ли это? И почему слышится звук гитары? Перед вами редкий образец псалмопевчества. Кажется, оживают творения великих псалмопевцев древности – пророка и царя Давида, преподобных Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца. Да, именно эту многовековую традицию высокой духовной поэзии, облеченной в особую музыкальную форму, возрождает отец иеромонах Роман (слайд 4). Не случайно и его монашеское имя: под Пречистым Покровом Божией Матери обрел свой неповторимый дар Роман Сладкопевец. А гитара – это сегодняшние гусли, струны 20 века. Ведь сказано в псалме 150: Хвалите Его во псалтири и гуслех…хвалите Его во струнах и органе…Говорят: «Свет инокам – Ангелы; свет мирянам – иноки». Господь наделяет каждого Своим светом. Кого – дарами пророчества, или прозорливости, или исцеления, или строгой подвижнической жизни. У иеромонаха Романа особый Божий дар – слагать песнопения во славу Божию. Его стихи пронизаны ощущением красоты и чистоты мироздания, благодарением Господу Творцу. Тема «славы и плача» свойственна и древнерусской поэзии. Ее истоки ведут к «Слову о полку Игореве». Глубокое покаяние плач о своих грехах – постоянная тема песнопений иеромонаха Романа. Спасение в покаянии. Надежда на спасение – в уповании на милосердие Божие, на заступничество Всепетой Богоматери…Вслушайтесь в мелодии песнопений. Они сродни русской равнине, ее плавным холмам с белыми храмами у излучин рек, ее шумящим березовым рощам. В этом звуковом образе Святой Руси – еще одна тайна иеромонаха Романа. Сам он ощущает себя как Звонарь. Псалмопение для него – выход из монашеской келии, выход на колокольню. Кто имеет уши слышать, да слышит! Это для людей делается. Помочь ищущим, пробудить незрячих, дать путеводную нить обретения души, движения к храму, к Богу…И если кто-то этот звон услышит, поймет бессмысленность и пустоту внешнего существования – и раскроет свое сердце навстречу молитве, навстречу Господу, то слава Богу! Нет, не на струнах гитары играет иеромонах Роман, но на струнах любящей Господа души (слайд 5).
(слайд 6) Рассказ ученика с чтением Евангелия от Матфея. Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг – Библия. Библия оказала огромное влияние на нашу культуру. «…Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь… Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня», - читаем мы в Евангелии от Матфея. И вот в ночь, когда Иисус был предан Иудой и схвачен стражниками, Петр следовал тайно за Иисусом. Читаем далее в Евангелии от Матфея: «И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом… Но он (Петр) отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.(…) увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом… И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека (Иисуса Христа). Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них…Тогда он (Петр) начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Этот библейский сюжет положен в основу песни иеромонаха Романа «Теплится лампада» (слайд 7).
(слайд 8) Рассказ ученика. Песни иеромонаха не остались в монастыре, они вышли за его пределы. Сегодня мы слышим эти песни в исполнении Жанны Бичевской, в прошлом эстрадной певицы. Придя к вере, Жанна Бичевская оставила карьеру успешной певицы и стала исполнять песни иеромонаха Романа, одну из них мы сейчас услышим (слайд 9).
(слайд 10) Рассказ ученика. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря начинается с 1760 года. Сама Пресвятая Богородица возвестила, что в Дивеево будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Четвертым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Чтобы незабвенна была тропа, по которой сама Богородица прошла, батющка Серафим благословил дивеевским монахиням копать Святую Канавку (слайд 11). Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Преподобный Серафим Саровский предсказывал, что в последние времена Дивеево … «просветится паче всех градов на свете» (слайд 12). Не устарели слова, написанные в начале 20 века православным писателем Нилусом: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места». Не иссякает поток православных паломников в это святое русское селение.
(слайд 13) Рассказ ученика о новомученниках. (тема 17). Изучение истории христианской православной культуры 20 века открывает так много имен русских святых, явленных в самые страшные в тысячелетней истории христианской России годы, что позволяет понять, почему наши христианские предки называли Русскую землю – Святая Русь. 20 век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком Святых Новомученников и Исповедников. Невозможно сегодня в полном объеме представить масштаб разрушения традиций духовной культуры России: мы не знаем еще всех имен пострадавших в результате революционных потрясений 20 века. До сих пор находятся в руинах многие памятники церковной архитектуры, сотни шедевров церковной архитектуры утрачены безвозвратно, о многих произведениях церковного прикладного искусства (богослужебной утвари, колоколах и т.д.) можно узнать лишь из книг по истории русского искусства. Мощный удар был нанесен по основе духовной мощи России – христианской семье. В православной России христианская семья до революционного переворота 1917 года была первым воспитателем детей в традициях благочестия. Первые уроки добра и любви дети получали в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни. История христианской православной культуры сохраняет свидетельства о жизни христианских семей. История одной из них такова: у Государя Николая Второго и Государыни Александры Федоровны родился сын, названный Алексеем. В церквях служили благодарственные молебны. Через 12 дней наследника крестили. У него были четыре сестры: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Когда Алексей был еще совсем маленьким, он говорил близким: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных… Я хочу, чтобы все были счастливы». В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Любовь к Богу и ближнему ставилась выше всего. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей. В 1917 году в России произошла революция. Рослее отречения от престола царя Николая Второго вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Почти все друзья покинули их. Но как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь. До последних дней заточения приходящий священник совершал богослужения для царской семьи. И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но старались не позволить недоброму войти в душу. «Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай Второй, Императрица Александра Федоровна и их дети: Цесаревич Алексей м Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны. В последний путь Император сам нес сына на руках. В наше время Царская семья прославлены в лике Святых (слайд 14).
(слайд 15) Рассказ ученика. Величайшие произведения искусства созданы по Библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры. Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Тютчев, Лесков – русские писатели – любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведения часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из «вечных» является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела. «Ангел» - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем в «Одесском альманахе» в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Из учебной хрестоматии А.Г. Кутузова «В мире литературы»: «Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям Ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников». Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя. (слайд 16) Звучит песня «Ангел».
Категория: Рождественские чтения 2010-11 гг. | Добавил: администратор (01.01.2012)
Просмотров: 790 | Рейтинг: 0.0/0