Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Воскресенье, 12.05.2024, 01:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2010-11 гг.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
Цель: дать знания о феноменах христианской православной культу­ры XIV - XIX веков и показать в ее контексте исторические события, про­исходившие на землях Восточного Подмосковья; дать знания о святых, объектах духовной культуры, связанных с их именами; дать знания о свя­тых местах, святых и святынях Восточного Подмосковья; раскрыть хрис­тианские добродетели смирения, благонравия, терпения. Основные понятия: Николо-Угрешский монастырь. Святой Нико­лай Чудотворец. Чудотворная икона. Палестинская стена. Христианское послушание. Преподобный Пимен Угрешский. Страх Божий. Кротость. Смирение. Благонравие. Терпение. Покаяние. Крестный ход.
I. Введение. 1. Беседа о празднике Сретения Господня и о посте. Как всегда начнем наш урок с православного календаря. 15 февраля отмечается праздник Сретения Господня. Сретение по-славянски означает встреча. Кто же встретился в этот день в Иерусалимском храме? (Симеон Богоприимец встретил Христа). На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария по закону принесла младенца Иисуса в храм, где их встретил старец Симеон. По преданию он был одним из 70 переводчиков Библии с еврейского языка на греческий и ему досталась для перевода книга пророка Исайи. Когда он дошел до слов «Се дева во чреве примет и родит Сына», он смутился: как Дева может родить и захотел исправить слово Дева на «жена», но ему явился Ангел и сказал, не делай этого, ибо ты сам увидишь это. Более 300 лет ждал Симеон исполнения пророчества и когда увидел Христа, сразу узнал в нем Спасителя и произнес слова ставшие молитвой : «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое ,еже еси уготввал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». А Деве Марии он сказал, что Тебе же самой оружие пройдет душу, что и случилось, когда Матерь Божия стояла у Креста своего Сына.
2.В честь этого праздника назван храм в селе Пески – уникальный памятник деревянного зодчества XVIII века. См. Приложение 1.
3. Еще в понедельник у православных христиан начался Великий пост. Почему он называется Великим? ( Является самым важным и самым древним из многодневных постов, напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Долго длится – около сорока дней, является самым строгим постом) К чему он нас готовит, к какому Празднику? (Этот пост вводит нас в Страстную Неделю и затем к радостям Праздника праздников - к Светлому Христову Воскресению) Как вы думаете можно ли слово пост назвать синонимом слову голодание? (Нет) Пост –это не только воздержание в пище, но и отказ от развлечений. Это такое время, когда мы больше думать о своей душе, стараться исправить себя в лучшую сторону, побороть свои дурные привычки и качества. Теперь вы наверное догадаетесь, что означает русская загадка : «Стоит мост на семь верст, под конец моста- золотая верста».( так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста»).
4. Во время поста в церкви читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Это была любимая молитва А.С. Пушкина, которую он так пересказал в своем стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. В селе Захарово Одинцовского района находилась усадьба семьи Пушкиных, где А.С. Пушкин жил летом с 1804 по 1811 год. Отсюда молодой Саша часто ездил в Саввино-Сторожевский монастырь, который мы с Вами изучали на последнем уроке.
II. Проверка домашнего задания. (См. Приложение 2)
III.Объяснение нового материала. Мы с вами познакомились с историей Троице Сергиевой Лавры ( город Сергиев Посад) и Саввино Сторожевского монастыря (возле Звенигорода), а сегодня мы отправимся в еще одно из святых мест Подмосковья-Николо Угрешский монастырь, который расположен всего в 15 км. к юго-востоку от Московского Кремля. Мы узнаем о истории монастыря, проследим связь с историей России, познакомимся с архитектурным ансамблем монастыря и его святынями. Это поможет нам глубже узнать историю Подмосковья, надеюсь, что те, кто не был этом святом месте захотят там побывать.
I. История монастыря в XIV – XIX веках.
1. Основание монастыря. Исторические источники рассказывают, что летом 1380 года во время подготовки свя­того благоверного князя Димитрия Донско­го к Куликовской битве он с войском вышел из Москвы и направился на юго-восток, на Куликово поле. Пройдя достаточно, войско расположилось на ночлег на берегу Москвы-реки. Князю было неспокойно: несмотря на то, что от преподобного Сергия Радонежско­го, было получено благословение на этот по­ход, оставалась тревога за исход битвы. И князю было дивное видение: над сосной он увидел икону святителя Николая Чудотвор­ца, особо почитаемого на Руси святого. Рас­сказав об этом приближенным, он восклик­нул: «Сия вся угреша сердце мое!» В память того, что сердце его было согрето (по славян­ски - угреша) радостью от этой вести, князь дал обет Богу основать на месте чудесного яв­ления иконы святителя монастырь. Со времени славного видения великому князю Димитрию, это подмосковное место получило название Угреши. Возвращаясь до­мой после Куликовской битвы, совершив на Угреше благодарственный молебен, князь Димитрий Иванович повелел воздвигнуть здесь монастырь, начав со строительства храма в честь святителя Николая. Так был основан новый монастырь, получивший название Николо-Угрешского. Как один из монастырей сторожей Москвы, Николо-Угрешский монастырь оборонял подходы к городу с юго-востока. Он не раз подвергался разорению и становился центром военных действий. Неоднократно ногайцы, крымцы, литовцы опустошали обитель. Но она неизменно возрождалась.
2. Русские цари и Николо-Угрешский монастырь. Находясь недалеко от Москвы, этот монастырь был в центре внимания знатных людей. Первые селения пожертвовал монастырю князь Василий II Темный, внук Дмитрия Донского. В Московском кремле у монастыря было свое подворье-представительство, об этом упоминается в летописи под 1479 годом. В 1519 году в монастыре побывал Василий III, отец Ивана Грозного. Сам Иоанн Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, позволявшую беспошлинно торговать по всей России, кроме Нижнего Новгорода. Последующие государи подтверждали –Федор Иоаннович и Борис Федорович Годунов это исключительное право. В 1610 году здесь расположился лагерь Лжедмитрия II и Марины Мнишек, отсюда они бежали в Калугу. В 1611 году под стенами монастыря собралось первое ополчение. Здесь войска, возглавляемые Дмитрием Пожарским, разбили войско тушинского атамана Салькова. Чем закончилось Смутное время? Воцарением какой династии? (1613 год - Земский собор избирает царем Михаила Федоровича Романова) После Смуты монастырь сильно пострадал. Он начал возрождаться с воцаренпя Романовых. Михаил Федорович Романов впервые побывал в монастыре в 1614 году. С тех пор Царь регулярно приезжал сюда на праздник «Николы Вешнего», то есть 22 мая. В 1620 году пешком, как простой паломник. Эту традицию продолжил его сын - Алексей Михайлович Тишайший. В 1682 году обитель посетил молодой царь Петр Алексеевич, который в начале своего царствования жаловал обитель своим частым посещением. Но в XVII веке начинается упадок монастыря, продолжавшийся до второй половины XIX века. Подумайте, с чем это могло быть связано? (Столица в Петербург, отношение властей к церкви меняется. 1764 г секуляризация церковных земель), Монастырь остается как 3 класса, всего 12 монахов можно иметь в своем штате.
3. Возрождение монастыря при преподобном Пимене Угрешском. « Соблюдать чистоту духовную и нестяжательность вещественную» «Прилично ли сие для монаха или предосудительно?»
II. История монастыря в XX веке. Все меняется для монастыря в 1917 году. Почему? (В октябре 1917 года к власти приходят большевики, начинаются гонения на Церковь) Обитель была закрыта и в зданиях монастыря размещались в разное время детская колония, гостиница, медицинские и спортивные учреждения, жилье. Были уничтожены четыре храма и четыре часовни. В том числе в 1940 году- старейший Никольский собор. Возрождение монастыря началось в 1991 году.С этого времени отреставрировано немало храмов и зданий монастыря. И сейчас в монастырь едут множество паломников, при монастыре действет духовная семинария.
III. Архитектурный комплекс Николо -Угрешского монастыря. Самый большой храм Спасо –Преображенский собор. 1880-1894 гг.. Русско-византийскйй стиль. Архитектор Алоександр Каминский. Никольская часовня. 1866 г. Палестинская стена.
IV. История иконы Святителя Николая. Чью икону чудесным образом нашел князь Дмитрий Иванович? После закрытия монастыря она была передана сначала в храм села Коломенское, а затем в Третьяковскую галерею.
V. Почитание Святителя Николая Святитель Николай один любимых святых нашего народа. Почему? Фильм 3, 5 мин. Свт. Николай Чудотворец-19 декабря// Православный видеокалендарь на каждый год/Автор проекта Елена Козенкова.ООО»ПТФ Сейприс», 2004. Также см. Приложение 3. Не исключением и наш район. В конце XIX века в Волоколамском уезде было 7 церквей в честь Святителя Николая, и еще в 14 храмах были пределы в честь этого святого. Доклад о храмах Волоколамского уезда, посвященных святителю Николаю.
Домашнее задание: Тема 10, с.146-149, пересказ. Вопросы 1, 5, 6, 8.10. Доклады:
1. Сказка о Саввелии Богатом и Миколе Милостивом.
2. Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
3. Святитель Николай.
4. Герман Аляскинский.
Приложение 1. Село Пески, которое называлось также Высоцким, упоминается в 1596 г. в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. В Смуту село было разорено и превратилось в пустошь. Церковная земля до 1704 г. сдавалась Патриаршим казенным приказом в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, построили церковь в честь Сретения Господня. В 1707 г. сельцо Высоцкое стало называться селом Высоким на Песках. По описанию 1758 г., ветхая чешуйчатая крыша на церкви, трапезе и паперти была заменена новой. 25 июня 1758 г. деревянная церковь сгорела от грозы. Иконы вместе с иконостасом удалось спасти. Через год построили новую церковь, которая скоро также сгорела дотла во время грозы. Вместо нее соорудили небольшой храм во имя пророка Илии. В 1858 г. прихожане купили на свои средства в соседнем селе Середе двухпрестольный деревянный храм во имя Живоначальной Троицы, с иконостасом и иконами. Храм перевезли в Пески, пристроили к трапезной и освятили 1 октября 1860 г. Церковь Сретения в Песках входила в то время в Можайский уезд. Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX в. его обшили тесом и покрасили. Церковь Сретения Господня стоит на высоком берегу речки Песочни. Храм представляет собой ярусное, деревянное, рубленое, обшитое тесом здание на высоком кирпичном цоколе. Церковь и столпообразная ярусная колокольня перекрыты гранеными куполами. В церкви есть почитаемые иконы XVII в., поступившие сюда в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви, а также деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского конца XVIII — начала XIX вв.( www.mepar.ru) Приложение 2. I вариант Чем знамениты перечисленные люди, связанные с историей Саввино-Сторожевского монастыря? Савва Сторожевский- Юрий Дмитриевич Звенигородский- Андрей Рублев- Алексей Михайлович Романов- Евгений Богарне -
II вариант. Чем знаменит Саввино-Сторожевский монастырь? 1. Создатель монастыря 2. Архитектурные памятники 3. Иконопись 4. Известные лица, посещавшие монастырь 5. Чудо во время Отечественной войны 1812 года.
Приложение 3. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских со своего рождения (в г. Патры в Малой Азии) явил славу свою: младенцем при Крещении три часа простоял... С тех пор чудес его не исчислить: защита осужденных, спасение утопаю­щих, спасение целого города от голода, сокрушение идольских капищ, защита Православия. Ревность его особенно проявилась на I Вселенском соборе, где он как воин Христов дал настоящий бой еретику Арию. Тогда православное уче­ние еще оттачивалось, и отпор еретикам был очень важен. Достигнув глубокой старости, свт. Николай мирно отошел ко Господу в Мирах Ликийских. Вскоре после блаженной кончи­ны нетленные св. мощи его стали источать целебное миро, а слава Ни кол ая-чудотворца достигла крайних пределов, где толь­ко были христиане. Однако наиболее почитаем Николай Чудотворец стал на Руси, где множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Много чудотворных икон свт. Николая яви­лось именно на русской земле. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам великого угодника Божия. В каждой русской православной семье есть его икона. Даже счет времени русские вели по праздникам свт. Николаю: события повседневной жизни имели ориентиры от Николы весеннего (9 мая) и от Николы зимнего (6 декабря). А ныне свт. Николая считают исконно русским святым как в России, так и на Западе (где его почитание, впрочем, осталось лишь в Италии, в округе г. Бари, куда св. мощи были перенесены в 1087 г.). Воинствующая Русь издревле считала святителя своим осо­бенным небесным заступником, вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Лучше всего об этом свидетельству­ют кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем. На многих из них изображен св. Николай вместе со св. Никитой, и некоторые из них найдены именно на полях прежних великих битв русских с врагами - с Батыем и с Мамаем. Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Москов­ской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запирались ворота Кремля, стража стрелецкая начинала так перекликаться: «Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: "Пресвятая Богороди­ца, спаси нас!" За ним 2-й в ближнем притине возглашал: "Свя­тые Московские чудотворцы, молите Бога о нас" Потом 3-й: "Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!" Потом 4-й: "Вси святии, молите Бога о нас!" Пятый: "Славен город Москва!" Шестой: "Славен г. Суздаль!" и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: "Пресвятая Богородица" и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем». Наравне с немногими святыми - св. Иоанном Предтечей, безплотными Силами и Апостолами Христовыми - Правосла­вная Церковь чествует одного свт. Николая не только в годовые, везде на Руси торжественные празднества 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно. В кругу недельного богослужения, наравне с лика­ми апостолов, со службами каждого четверга нераздельно связа­на и служба имени святителя и чествование его отдельными песнопениями, так что Церковь имеет три службы святителю: 6 декабря, 9 мая и седмичную. Так чествуется у нас память святи­теля с самого Крещения Руси. «Правилом веры и образом кротости» называет его Церковь в песнопении. Русский народ свою любовь к свт. Николаю вы­разил в ласковом обращении - Угодничек.(Россия день за днем. Жития, события, судьбы…Исторический календарь-альманах/Сост. Фадеева Н.А. М., 2005, С. 716-717)
Приложение 4.
Храмы в честь святителя Николая:
Лихачево, деревянная церковь постройки 1853 года.
Матренино, постройки 1800.
Никольское
Плоское, церковь деревянная постройки 1794 года
Черленково,
Холмец, деревянная, 1897
 
Приделы в честь святителя Николая:
Воскресенский собор г. Волоколамска, 1430 г.
Амельфино, построена 1861
Ботово, 1775г.
Буйгород, 1801.
Волочаново, 1829
Язвище, 1811 г.
Елеазарово
Ивановское на Ламе, 1801,
Ильинское, 1789
Козино,1800
Корневское, 1802
Спасское, 1770г.
Спирово
Новоникольское, вторая половина XIX века.
Категория: Рождественские чтения 2010-11 гг. | Добавил: администратор (29.12.2011)
Просмотров: 3389 | Рейтинг: 0.0/0