Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Воскресенье, 05.05.2024, 18:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг.

Классный час «Обида и прощение»
Классный час «Обида и прощение»
4 класс
Мухина З. И.
 
Цели и задачи: - раскрыть понятие «Обида»; -учить видеть в каждой ситуации благо, Божественное; -показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; - развивать чуткое отношение к людям; -побуждать интерес к осмыслению общечеловеческих ценностей, выработке личного отношения к ним: - формировать приёмы и способы коммуникативной деятельности; -формирование устойчивого доброжелательного микроклимата, как в стенах школы, так и в семьях учеников; - привлечь внимание детей к важным проблемам взаимоотношений между людьми, умению реализовывать себя и самоутверждаться с помощью слова, а не насилия, а также находить мирные разрешения споров и конфликтов; Оборудование. Детский журнал « Божий лучик», диктофон с записью детских высказываний «Что значит обидеться? », аудиодиск со спокойной музыкой, DVD с мультфильмами «Федорино горе» К. Чуковского, « Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, «Бармалей» К. Чуковского, « Обида» из серии «Четверо друзей» режиссёра Расы Страутмане, слова-извинения, напечатанные на листах, рисунок обидчивого человека, аудиозапись песни Л. Мельниковой « Я люблю этот мир», доска с записями на ней. Подготовка. Родители готовят пословицы об обидах, записывают три высказывания ребят (5-классников) « Что значит обидеться?», один из них учит отрывок из стихотворения … «Чтоб Бог сумел тебя простить…» Сергея Варакина.
Ход классного часа 1. Определение темы классного часа. - Посмотрите отрывок из мультфильма (название не называется) и ответьте на вопрос «Почему это произошло?» Просмотр отрывка из м/ф « Федорино горе» К. Чуковского (начало сказки) - Узнали мультфильм? Почему посуда сбежала от Федоры? (потому что она её не мыла, не чистила, не берегла) -О чём же мы с вами будем говорить? (будем говорить о чистоте). Чтобы определить верность ваших рассуждений, послушайте школьные ситуации.
Школьные ситуации « Алёша на перемене подбежал к однокласснику и сильно толкнул его, отчего приятель, больно ударился о стену и заплакал. Однако вскоре подбежал к Алёше и дал сдачи ». «Дай мне конфету! Я тебе вчера давал? - Но у меня одна, да и, то угостили». «На уроке физкультуры одна команда проиграла другой. Проигравшие стали ругать тех, кто, по их мнению, виноват в проигрыше». « На том же уроке один другому попал в лицо мячом. Раздался плач». « На уроке Олег тянул руку, чтобы его спросили. Но отвечали другие. Лицо мальчика исказилось, он надул губы, в глазах появились слёзы». - Думаю, теперь вы догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить. ( Об обиде.) Открывается половина записи на доске « Обида …» Прослушивание записи голосов детей на диктофоне « Что такое обида?» -Как вы думаете, что такое обида? Послушайте высказывания детей на диктофоне. 2.Рассказ учителя -Обидой называют такое состояние человека, которое возникает из-за того, что с ним поступили неправильно, несправедливо. Обида-это начало ссоры, скандала, ухода друзей. Она порождает гнев, злобу и даже болезнь. Обижаются все – кто чаще, кто реже. И каждый из нас встречается с обидой уже в детстве, будучи даже совсем маленькими. Переживают её и умный, и глупый, и взрослый, и ребёнок. Ребёнок всем видом показывает обиду: надувает щёки, хмурится, прекращает разговор, уходит, плачет, скрещивает руки на груди. И выглядит он вот так: (учитель показывает рисунок обиженного человека) - Ребята, обида очень опасна тем, что может ожесточить человека, сделав его злобным на всех и на весь мир. Она часто сразу не исчезает, а затаивается в месть, ненависть на долгое время. « Я тебе отомщу, я тебя ненавижу, я этого не забуду» Мы, люди так легко друг друга обижаем, а ещё легче сами обижаемся. Мозговая атака. - Подумайте. Может надо обижать других, давать сдачи, причинять боль? (высказывания детей)
Учитель рассказывает притчу « Черёмуха и дрозды» Леонардо да Винчи под спокойную музыку Черёмуха и дрозды Притча от Леонардо да Винчи У черёмухи лопнуло всякое терпение. С той поры, как созрели её терпкие ягоды, житья не стало от дерзких назойливых дроздов. С утра до вечера они кружились стаями над ней, безжалостно обдирая клювом и когтями все ветки. — Пожалуйста, прошу тебя! — взмолилась она, обращаясь к самому докучливому дрозду. — Знаю, что мои ягоды — твоё любимое лакомство. Поедай их на здоровье, мне не жалко. Но оставь в покое мои листья. Не срывай их! Под их сенью я спасаюсь от палящего солнца. И не терзай меня острыми когтями, не сдирай кожу! Дрозд был первым забиякой в стае, и слова черёмухи пришлись ему не по вкусу. — Помалкивай, коли тебя не спрашивают! Самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Да что с тобой, дубиной стоеросовой, толковать! Зимой пойдёшь на дрова. Услышав такой ответ, черёмуха ещё пуще опечалилась и молча, заплакала. Но предрекавший ей гибель озорной дрозд сам угодил в силок, поставленный крестьянином. Чтобы соорудить для пойманной птицы клетку, человек надёргал прутьев из плетня и сломал несколько гибких веток у черёмухи. Так черёмуха снова свиделась со своим обидчиком, который теперь сидел понуро в клетке и был тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, услышанные ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся. - Что произошло с дроздом? -Как вёл себя перед этим дрозд? ( больно ранил, обзывался, делал только то , что хотел) -Как вела себя черёмуха? (она его попросила не обдирать кожу, заплакала, но продолжала терпеть) - Почему он попал в клетку? (не смогут ответить) Можно ли сказать, что он был наказан? ( да) -А кто его наказал? (сам себя наказал) - Да, сам себя наказал дрозд. Забыл, что ничто плохое мимо не проходит, а возвращается со временем. Так устроено на Земле Богом для того, чтобы стать лучше, добрей, светлей. Не случайно говорят: « Не делай другому того, чего сам не желаешь» Человек , который верит в Бога, которого обижают, никогда не оправдывается . Он понимает, что если его задели, значит ему так и надо, значит кого –то он когда-то обидел. А теперь это вернулось к нему. Помните, Бог видит всё: и сердце, и твою душу, и твои мысли. - Скажите, а можно ли избавиться от обид? Можно! И вы сейчас сами поймёте как. Просмотр мультфильма « Обида» из серии « Четверо друзей» - Как можно избавиться от обид? (попросить прощение) Открывается продолжение записи на доске: « Обида и прощение» - Правильно, прощение- подарок самому себе, это наша защита, созданная Богом. Знаете, глупые могут принять прощение за слабость, т.е. боятся простить из страха показаться слабым. Помните: прощение признак нашей силы, а обижаются только слабые, которые думают, что человек , который причинил им боль, не получит заслуженного наказания. Бог прощает всех, кто искренне кается и приходит к нему с просьбой о прощении. Не прощает Бог, кто сознательно грешит и думает, что я ему отомщу и накажу. Помните, что вы - не Бог, чтобы судить и мстить.
3. Закрепление.
Практическое применение « Науки прощения» на примерах тех ситуаций, которые были в начале классного часа. - Наука прощать очень проста- перестать обижать других, понять другого ( Почему он так сделал?), просить прощение. - А какие слова прощения вы знаете? (прости, извини). Зачитайте науку прощения и слова извинения.. (отпечатано на листах для каждого) Давайте попробуем научиться просить прощения, понимать. Для этого вернемся к нашим ситуациям, которые прозвучали в начале урока. « Алёша на перемене подбежал к однокласснику и сильно толкнул его, отчего приятель, больно ударился о стену и заплакал. Однако вскоре подбежал к Алёше и дал сдачи ». (Алёша должен был сказать: « Прости, пожалуйста, так получилось». « Извини, это получилось случайно. Я не хотел тебе сделать больно.» А одноклассник , которому было больно, не должен был давать сдачи, потому, что он не судья. И боль , которую Алёша причинил, обязательно к нему когда-нибудь вернётся). Так разбирается каждая ситуация - Давайте посмотрим, как это делают литературные герои.
Калейдоскоп видеоотрывков из мультфильмов: « Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, « Бармалей» К. И. Чуковского, « Федорино горе» К.Чуковского - Мудрые люди уже давно поняли, что значит обидеть. Свои мысли об этом они выразили в пословицах. (родители выходят и произносят пословицы)
Пословицы и поговорки
 На обиженных воду возят.
Не дуйся, а то лопнешь от обиды.
С повинившегося и вина снимается.
Повинную голову и меч не сечёт.
Ближнего обидеть – самому в беде быть.
Бог видит, кто кого обидит. И т.д.
 
 Стихотворение Сергея Варакина «Чтоб Бог сумел тебя простить» (читает родитель)
-Перед Великим постом, которое бывает перед Пасхой, есть прощеное Воскресенье. На службе в храме читается Евангелие о том, что мы не сможем получить прощение наших грехов от Бога, если сами не будем прощать своих близких, не помиримся со всеми. Все православные просят друг у друга прощения. Иначе не примет Господь наших поклонов, молитв, призывов, если в сердце будут продолжать жить обиды, зло, недоброжелательность.
Чтоб Бог сумел тебя простить
За все грехи, судьбы Уроки
Сумей пред Ним ты честным быть
Не осуждай, не шли упрёки.
Прости того, кто впопыхах
Тебя обидел не по злобе,
Прости того, кто даже в снах
К тебе приходит и тревожит.
Прости родителей за то,
Что обижали, но любили
Прости детей, они твои,
Чего бы в жизни не творили.
Сумей простить своих врагов –
Они даны, как испытанье,
Прости друзей, коль не смогли
Понять тебя, в том наказанье.
Простив других, себя прости
За всё, что сделал не подумав
И все обиды отпусти,
Все обвинения обдумай.
А Бог – Отец он всех простит,
Кто с верой в сердце обратится
К Нему на жизненном пути,
Поможет нам с него не сбиться.
И с благодарностью прими
Любой Урок, что в жизни дан
Очистив сердце, ты пойми,
Что в нём теперь для Бога храм.
 
Знакомство с детским журналом « Божий лучик» - Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вы поняли? А что было непонятно? Конечно, трудно понять, как можно простить человека, который тебе сделал больно, а ещё труднее сделать это. Поможет разобраться во многих вопросах детский журнал « Божий лучик» (показ) Классный час заканчивается звучанием песни А. Лепина, В. Коростылёва « Песенка о хорошем настроении» Ребята подпевают.
Категория: Рождественские чтения 2011-12 гг. | Добавил: администратор (19.12.2011)
Просмотров: 3340 | Рейтинг: 2.0/1