Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Пятница, 03.05.2024, 23:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг.

Классный час: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
МБОУ «ДУБРАНИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЙОННЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
 
«Через просвещение к нравственности»
 
Классный час: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО» Возраст детей: 8-11 лет.
 
Автор: Авшенюк Светлана Викторовна. 2011 год.
 
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. Задачи: · Продолжить формирование нравственных понятий : доброта, вежливость, человечность. · Учить детей самостоятельному выполнению заданий. · Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. · Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. · Работать над выработкой положительных черт характера. Форма проведения: Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.
 
Подготовительная работа: учитель раздаёт ученикам слова, проводит репетицию инсценировки, привлекает к подготовке реквизитов родителей учеников, плакаты с пословицами и высказываниями, лист ватмана, из цветной бумаги детали аппликации: солнце, лучики со словами; заготовки отрывков из литературных произведений; клей. Оборудование:
Плакаты с высказываниями, правила вежливости, презентация, материал по чтению, карточки со словами, детали аппликации, проектор, экран. Ход мероприятия:
1. Орг. момент. ( Слайд № 1) Дети входят в кабинет под звуки песни «Настоящий друг» (музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского) и садятся, разделившись на две группы. Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, – ведь они неразделимы. Вежливый человек всегда по-доброму говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – утешит и успокоит. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также познакомиться с ситуациями, в которых надо употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Дети. Конечно! Ведущий. Вот мы и посетим с вами необычную страну – Страну добра. Смотрите – вот перед вами карта этой страны. В ней находятся необычные города: Народная мудрость, Улыбка, Волшебные слова, Внимания и Ежели вы вежливы. (Слайд № 2)
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. О человеколюбии, о доброте и человеческом счастье говорили выдающиеся мыслители. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». ( Слайд № 3)
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки в городах на станциях (слайд № 4). В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где – и испытания. Думаю, что жители какого-нибудь города захотят проверить, насколько хорошо вы знаете добрые слова. Эта страна носит такое название потому, что все ее жители желают друг другу добра и счастья, пользуясь специальными словами, которые называются волшебными. В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой, но доброту понимают и животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с отправной точки карты – города Народной мудрости (ставит на карту паровозик). Вам было дано домашнее задание: найти пословицы и поговорки о доброте. Расскажите нам, какие поговорки вы нашли и о чем они говорят.
Дети. Зачитывают свои пословицы и поговорки.
(Приложение 1.)
Ведущий. А какие вы знаете народные сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злыми делами? Дети. «Кот, Петух и Лиса», «Мороз, солнце и ветер», «Мороз Иванович», «Крошечка хаврошечка», «Кощей Бессмертный», «Золушка» и др. Ведущий. Вы дали верные ответы. Об истории рождения одного доброго слова я вам расскажу сейчас. В древние времена к именам властных, именитых людей добавлялось слово «старый» в значении «почитаемый, уважаемый». Из вежливости его повторяли часто, и так как на него не падало ударение, то оно произносилось неотчетливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог «ста». (назовите слова с этим слогом) Слово «пожалуй» в далекие времена имело значение «награди меня своей милостью». Вот от двух слов, существовавших в древнерусском языке, и образовалось наше волшебное слово «пожалуйста» – «пожалуй-ста». А наш маршрут лежит дальше – к городу под ласковым названием Улыбка (передвигает паровозик). Я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песенку, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и становится весело на душе. Дети исполняют песню В. Шаинского «Улыбка». (Приложение 3.) Ведущий. Мы приехали в город под названием Волшебные слова (передвигает паровозик). Здесь живет всем известный сказочный герой. Угадайте, кто это: – Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно! Ведь даже травинка чувствует боль! – Поет добродушно кот ... (Леопольд). – Сам он не смог к нам сегодня прийти, но прислал нам на память свой фотоснимок, а также задание: Вспомнить вежливые слова. – Добрые слова нужны нам дома и в школе, на улице и в магазине. Попробуем сейчас провести тренировку. Мы совершим путешествие по улицам города «Волшебных слов». Остановка «Улица Дружбы» Ведущий. Послушайте один рассказ: (Приложение 4.) Ведущий. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Можно ли считать девочек подругами? (Дети отвечают.) – А сейчас послушайте стихотворение о том, как одна девочка выбирала себе подруг. (Приложение 5.) Инсценировка стихотворения.
Ведущий. Почему же с этой девочкой никто не хотел дружить? Дети отвечают. Остановка «Улица Неуважительная» Ведущий. Мы прочитаем вам «Стихотворение о школьнике одном». Ученик читает стихотворение (Приложение 5.)
Ведущий. А вы знаете, как зовут этого мальчика? Встречаются ли такие ребята в нашем классе? Даже сто лет тому назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать окружающих, считали невеждами. Почти на каждый случай существовало свое приветствие – это ласковое признание, что вас заметили и желают вам всего доброго. Жнецов, идущих с поля, приветствовали словами: «С двумя полями сжатыми, а с тремя засеянными!»; рыболовам говорили: «Улов на рыбу!»; работающему: «Бог в помощь!»; купцу: «Чай да сахар!»; в деревне за столом: «Хлеб да соль!». И пусть многие из этих приветствий ушли в прошлое, но наше обычное здравствуйте, добрый день надо произносить с уважением. Какие слова произносите вы,заходя в школу? – Я вижу, вы успешно справились с трудными заданиями. А теперь кто сделает выводы? Ученики читают стихотворение «Доброта нужна всем людям». (Приложение 5.)
Ведущий. Мы отправляемся в следующий город Страны Добра – Внимания. Давайте еще раз повторим и навсегда запомним волшебные слова, а путешествовать будем с мальчиком в автобусе. Ребята, сейчас я прочитаю вам маленький рассказ, а вы будете вставлять в него нужные волшебные слова. (Зачитывается рассказ «Мальчик Вова». Приложение 4)
Ведущий. Все нужные слова вы назвали правильно.
– В каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее. Все вы, ребята, должны оставаться друзьями, вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствуют добро, уважение и чуткость друг к другу! Вот мы добрались да конечного пункта нашего путешествия, города «Ежели вы вежливы».
Ученик читает стихотворение «Ежели вы вежливы» по куплетам:
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Не уступите старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы не поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Вы будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик читает стихотворение.
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Музыка. Песня "Если добрый ты”.

Подведение итогов.
-Вот и закончилось наше путешествие.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вам дало это путешествие? Чему научились во время игры?
- Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, внимательными людьми. А для того, чтобы лучше запомнить, каким должен быть человек, уважающий других, составим схему солнышка, а его лучики – это лучшие человеческие качества. (Добрый, весёлый, общительный, внимательный, деликатный, заботливый, рассудительный, отзывчивый, честный, благородный, правдивый, искренний, скромный.) Дети составляют схему солнца из лучиков-слов. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
- На этом наше мероприятие закончено! До новых встреч!. Звучит песня «Дорогою добра».
Приложение. 1. Пословицы и поговорки о добре и уважении.
· С добрым жить хорошо.
· Доброе слово крепко.
· Сделав добро, не кайся.
· Добро и во сне хорошо.
· Злой не верит, что есть добрые люди.
· Доброму добрая память.
· Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
· Про доброе дело говори смело.
· Жизнь дана на добрые дела.
· Худо жить без ласкового слова.
· Ласковое слово лучше мягкого пирога.
· Не мудрен привет, а сердце покоряет.
· Как проживешь, так и прослывешь.
· «Спасибо» – великое дело.
· Поклониться – голова не отвалится (русская).
· Где есть ум, есть и уважение (абхазская).
· Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут (русская).
· Человека уважай, но достоинства не теряй (русская).
· Бранью уважать себя не заставишь (монгольская).
· Не дорог обед, дорог привет (русская).
· Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших (абхазская).
· Худого человека ничем не уважишь (русская).
· Добивайся не услужения, а уважения (кабардинская).
· За фальшивое уважение не жди почтения (русская).
· Уважение трудно заработать, но легко потерять (русская).
· Добро приносит богатство и уважение, зло приносит проклятии и унижение (лезгинская).
 
2. Высказывания .
· «Уважайте в себе и других человеческую личность» (Д.Писарев).
· «Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя» (Ф.Достоевский).
· «Кто сам не уважает никого, того, кажется мне, тоже никто не уважает» (Д.Голсуорси).
· «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (Демокрит).
· «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего» (Ф.Достоевский).
· «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную» (М.Горький).
· «Взаимная благожелательность есть самое близкое родство» (Л.Толстой).
· «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы» (Ф. Ларошфуко).
· «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях» (И.Гёте).
· «Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам» (Н.Карамзин).
· «Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами» (М.Твен).
· «Нам следует искать расположения тех, кому мы хотим помочь, а не тех, от кого ждешь помощи» (Л.Толстой).
· «Ничто не утрачивается так легко, как уважение: злословие и клевета похищают его тайком» (П. Буаст).
· «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М.Монтень).
· «Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения» (У.Шекспир).
· «Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают» (Б.Паскаль).
 
3. Песни. Улыбка слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
м/ф Крошка Енот
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
 
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
 
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
 
"Если добрый ты"
из мультфильма "День рождения кота Леопольда"
(слова : Пляцковский М., музыка: Савельев Б.)
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Настоящий друг - Песня из м/ф "Тимка и Димка" Слова: М.Пляцковского, Музыка: Б.Савельева
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг!
 Мы поссоримся - и помиримся.
"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг!
В полдень или в полночь друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг! Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

4. Рассказы . Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки. – Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме: – Я получила по математике пять, а Вера – только тройку! Мы стали уже неодинаковые. Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: – Да, ты стала хуже... – Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я! – Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
 
«Мальчик Вова». Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь ... (пожалуйста)». Женщина поблагодарила Вову: («Спасибо»). Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: «Извините ... (пожалуйста)». 5.
 
Стихи. «Срочно требуется друг».
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной:
И спортивный свитер,
 И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!»

Стихотворение о мальчике одном…
Его зовут... а впрочем, лучше мы здесь его не назовем.
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык,
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече:
«Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
И в лучшем случае здорово
Он вместо здравствуй говорит.
А вместо слова до свиданья
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
 Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам: спасибо.
«Доброта нужна всем людям»
Ученик 1.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет!
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»
 
Ученик 2.
И не зря ведь есть у нас Пожеланье:
«В добрый час!»
Доброта – она от века
Украшенье человека.
6. Игра подбери слово. Человек, уважающий других,
всегда                                                                         никогда
улыбается                                                              не оскорбляет
говорит правду                                                не перебивает говорящего интересуется проблемами                               не сплетничает
выслушивает                                                    не лицемерит
готов помочь                                                   не хвалится
делает комплименты                                   не высмеивает
Категория: Рождественские чтения 2011-12 гг. | Добавил: администратор (18.12.2011) | Автор: Авшенюк Светлана Викторовна
Просмотров: 8066 | Рейтинг: 0.0/0