Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Пятница, 03.05.2024, 19:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг.

Классный час «Святые служители христианской веры. Иосиф Волоцкий»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОКОЛПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Шаховской район, с. Белая Колпь
 Районный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий духовно-нравственного содержания
Классный час «Святые служители христианской веры
Иосиф Волоцкий» (9-10 классы)
Мероприятие составил: учитель русского языка и литературы Кузьмичева Наталья Константиновна
 
Ход классного часа Классный руководитель: На протяжении десяти веков русская история создавалась христианами, потому что большинство людей, живших в России, были православными христианами. Стремление к святой жизни было характерно для многих благочестивых христиан. Но святой – это не просто «хороший и добрый» человек. Это человек особенный, всю свою жизнь эти люди строили в согласии с Божьими заповедями. Многие из них перенесли ужасные мучения и смерть за веру. Люди, совершившие духовный подвиг во имя Христа, своей страны и людей, становились примерами для подражания других людей. Их жизнь может стать примером и для современных людей. Послушайте стихотворение «Всем святым, в земле Российской просиявшим» Все, кто в дебри ушли дремучие Без меча, с одним крестом, И воздвигли храмы могучие Только веры своей огнём. Вы, Святой Руси созидатели И за правду её борцы, Перед Богом в ней предстатели, Её Церкви земной отцы. Вы, горевшие чистым пламенем В тесноте суровых веков, Поднимитесь пресветлым знаменем Над печалью своих лесов. Вы, бесстрашные обличители Всей мирской неправды и тли, Помолитесь о нас, водители, Подвижники Русской земли! Вы, вознёсшие крест Зиждителя На просторах родной дали, Помолитесь о нас, строители, Подвижники Русской земли! Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, священномученик Патриарх Гермоген… Их, посвятивших жизни Вере и Отечеству, много. Наш разговор сегодня о таком подвижнике, святом, чьё имя навеки связано с близким нам Волоколамским краем – о преподобном Иосифе Волоцком. Подвиг есть в сраженье, Подвиг есть в борьбе, Высший подвиг – в терпенье, Любви и мольбе. ( Выступают дети с сообщениями )
Глава 1. Начало пути служения Богу 12 ноября 1440 года в селе Язвище близ Волоколамска в семье дворян Саниных родился сын, которого окрестили с именем Иоанн. На восьмом году жизни он был отдан на воспитание старцу Арсению в Крестовоздвиженский Волоколамский монастырь, где он прислуживал в церкви в качестве чтеца и певчего. В 20 лет он отправляется в Боровск к преподобному Пафнутию, где вскоре он стал иноком с именем Иосиф. В монастыре он проходил разные послушания. Кроме того, он начал переписывать книги. В Московской Руси тогда не было университетов; люди получали образование именно так – читая и переписывая книги, применяя полученные знания на практике. Преподобный Иосиф стал одним из образованнейших людей своего времени. В 1477 году Иосиф был по завещанию умершего преподобного Пафнутия назначен его преемником, игуменом Боровского монастыря. Он решил изучить уставы разных монастырей, чтобы выбрать лучший. Взяв одного старца, Иосиф под видом послушника за год посетил несколько монастырей. Наиболее сильное впечатление на него произвёл Кирилло - Белозёрский монастырь. Его устав в 15 веке считался наиболее строгим. Но когда Иосиф вернулся в свою обитель, он встретил неприятие со стороны братии. Тогда он навсегда покинул Боровск, вместе с ним ушли семь монахов.
Глава 2. Основание Иосифо-Волоцкого монастыря Иосиф решил основать свой монастырь, для чего он отправился на свою родину, в Волоколамск. Волоколамский князь Борис Васильевич ( родной брат Ивана III ) с радостью принял их и подарил землю для монастыря. Основание монастыря началось с чуда: во время поисков места для обители внезапная буря повалила лес, а гром, прогремевший с ясного неба, как бы утвердил выбор. Сначала прп. Иосиф водрузил на выбранном месте крест и поставил икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, которой его благословил прп. Пафнутий. Затем 6 июня 1479 года на этом месте была заложена деревянная церковь. 15 августа 1479 года в праздник Успения Божьей Матери она была освящена. В 1485 году сооружается уже каменный храм в честь Успения Божией Матери – Успенский собор. Глава 3. Иосиф Волоцкий на поприще веры Монастырь рос и хорошел. Число иноков достигло ста человек. Преподобный Иосиф приступил к устройству образцового монашеского общежития. Он ввёл строгий устав и сам стал подавать пример его исполнения: первым вставал на службу и на работу, трудился наравне с другими, при этом внимательно следил за духовным состоянием братии, поддерживал их, увещевал, наставлял. В 70-ых годах 15 века по Руси распространилось еретическое учение, искажавшее основы православной веры. Сторонники этого движения выступали против учения о Христе Спасителе. Иосиф написал знаменитое сочинение под названием «Просветитель». На церковном соборе 1503 года, осудившем еретическое учение, он сумел отстоять также право монастырей на владение имуществом и землёй. Имущество нужно монастырям не только для осуществления службы, но и для благотворительных дел. Против монастырских имений выступили монахи, которые разделяли взгляды преподобного Нила Сорского. Их называли «нестяжателями».
Последователи преподобного Иосифа назывались «иосифляне». В голодные годы монастырь открывал свои двери для окрестных крестьян, каждый день в трапезной кормили по 500 – 700 человек, нуждающиеся крестьяне получали помощь семенами и деньгами. Чтобы крестьяне не бежали из поместий под защиту монастыря, соседи-землевладельцы вынуждены были о них лучше заботиться. Известный писатель того времени свидетельствует: «Вся же тогда Волоцкая сторона к доброжизнию прелагашеся, тишины и покоя наслаждашеся и вси веселящееся беша, и поселяне же многое послабление имущее от господей сел их поущением его». Жизнь преподобного Иосифа окончилась 9 сентября ( 22 сентября по новому стилю ) 1515 года.
Глава 4. История Иосифо - Волоцкого монастыря 16 век стал для Иосифо – Волоцкого монастыря веком расцвета. Сюда любил приезжать на богомолье царь Иван Грозный. Монастырь становится одним из самых почитаемых на Руси. В 1540-х – 1560-х годах обитель была обнесена каменными стенами и стала мощной военной крепостью. В период Смуты монастырь осадили поляки. Стенам были нанесены сильные повреждения, поэтому в 17 веке стены и башни обители были отстроены заново. Были построены главные, Святые ворота, надвратный храм во имя апостолов Петра и Павла. На месте обветшавшего Успенского собора был возведён величественный собор, в верхнем этаже которого – храм в честь Успения Божией Матери, в нижнем – во имя преподобного Иосифа. После октябрьского переворота 1917 года монастырь был в 1920 году закрыт. Богатую монастырскую библиотеку, архив, иконы перевезли в Москву. На территории монастыря был организован историко – краеведческий музей. На рубеже 20 – 30 - х годов погибли все колокола: их отправили на переплавку. В 1941 году перед приходом немцев была взорвана красивейшая колокольня, всего на пять метров уступавшая колокольне Ивана Великого в Москве.
Классный руководитель: В 1989 году монастырь был возвращён Русской Православной Церкви, началось его возрождение, которое идёт и по сей день. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Иосифа Волоцкого, одного из святых заступников Русской земли. Есть имена, чья слава так крепка, Что не сотрут её бесчисленные годы. Она останется на долгие века Святынею страны, святынею народа.
 
Аннотация к классному часу «Святые служители христианской веры. Иосиф Волоцкий»
 В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются особенно актуальными. Православное воспитание должно закладываться в раннем возрасте в семье, но многие наши семьи не уделяют этому должного внимания, поэтому важную роль в духовно-нравственном воспитании играет школа. Школа должна дать ребенку основы морали и нравственности, познакомить с историей православной культуры. Воспитательное значение православной культуры состоит не только в знакомстве с национальными духовно-нравственными ценностями, традициями, но в предоставлении ученику возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий. Cуществуют различные методики и формы духовно-нравственного воспитания школьников: классические (воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело) и инновационные воспитательные технологии («Воспитательный диалог», «Философия для детей», «Детская риторика» и др.). Классный час «Святые служители христианской веры. Иосиф Волоцкий» разработан для учащихся 9 – 10 классов. Цели классного часа:
1) духовно-нравственное воспитание личности подростка, основанное на приобщении к традиционным ценностям отечественной культуры;
2) формирование представления о духовно-нравственном идеале на примере жизни святого преподобного Иосифа Волоцкого;
3) побуждение к конкретному нравственному поступку. В содержании классного часа подобран большой исторический материал, включены произведения русской поэзии, позволяющие заложить основы христианского сознания и поведения, приобщить детей к истокам православной духовности. Простая и доступная форма помогает школьникам уяснить смысл самых важных истин – любви к Богу и ближнему, милосердия, смысла жизни, духовного подвига. Рассказ учителя перекликается с сообщениями, подготовленными учащимися. При проведении классного часа использовалась презентация о преподобном Иосифе Волоцком, подготовленная ученицами 10 класса Мамацуевой З. и Стефаненковой Ю. под руководством учителя истории Данилиной Е. В. и учителя информатики Михалицына А.В.
Категория: Рождественские чтения 2011-12 гг. | Добавил: администратор (19.12.2011)
Просмотров: 1300 | Рейтинг: 0.0/0