Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг. |
ОСЕНИНЫ.
ОСЕНИНЫ. Просфирова Н.В.,
учитель Шаховской специальной
(коррекционной) школы-интерната.
Цель: расширить представления о культурных традициях, обычаях наших предков. Задачи: способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности детей; формировать уважение к нравственным ценностям русского народа; воспитывать любовь к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.
В данное время ставится вопрос об актуальности духовно – нравственного воспитания, т.к. в современной жизни прослеживаются такие явления как наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Данное мероприятие посвящено знакомству учащихся с духовным наследием восточных славян. Праздник Осенины выбран не случайно. В 7 классе коррекционной школы дети начинают изучать предмет история. Учащиеся знакомятся с жизнью, обычаями и верованиями восточных славян. Это мероприятие является продолжением, дополнением программного материала с целью формировать положительное отношение к славянским традициям, расширять представление о культурных традициях. Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петрова, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф). Возможность совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности. Поэтому в сценарии используются многочисленные конкурсы, занимательные задания. Учащиеся узнают интересные факты из краеведения, что помогает им лучше ориентироваться во временном пространстве. Так же связано и с современной жизнью Шаховского района выставкой «Дары природы». Выступление школьного ансамбля «Русский сувенир» добавляет красок, способствует развитию интереса. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на нашей познавательно - конкурсной программе "ОСЕНИНЫ". Об этом празднике мы с вами узнали на уроках истории. Давайте вспомним, чей это был праздник. - Это славянский языческий праздник, праздник осени. Ребята, а знаете ли вы, что наш край в IXв. входил в состав земель славянского племенного союза кривичей. И вместе с другими землями кривичей наш край вошел в состав Киевской Руси. Так что на территории, где мы живем, этот праздник тоже отмечался. А что же означает это слово "Осенины”? Для названия сегодняшнего праздника оно выбрано не случайно. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Располагайтесь по удобнее, смотрите и слушайте. (Презентация. Слайд1 Слайд 2. На Руси отмечались Первые осенины – 14 сентября. По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года.
Слайд 3. Вторые Осенины 21 сентября. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы (21 сентября отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы) Итак. Осенины это и духовный и земной праздник .
Слайд 4. А приходил этот праздник с осенними хороводами да посиделками. А ну, девицы-красавицы, выходи в хоровод, весели честной народ! Школьный ансамбль «Русский сувенир» исполняет русскую народную песню « Как у наших у ворот» Вероятно, раньше Осенинами называлось недельное празднество. Попробуем реконструировать.
Слайд 5. 1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах. В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, происходят примирения и прощение всех обид. А сейчас – первый конкурс, который называется "Продолжи пословицу”. (Слайд 6) За правильный ответ каждый получает жетон в виде осеннего листочка. В конце программы мы выявим победителей.
Весна красна цветами
А осень снопами
Цыплят по осени Считают
Осень запасиха, Зима – подбериха
Придёт осень За всё спросит
Весна красна, да голодна
Осень дождлива, да сытна
В октябре до обеда осень
А после обеда – зима
Октябрь землю покроет где листком Где снежком
В октябре ни на колесах Ни на санях
А теперь проверим как хорошо вы знаете народные приметы ( Слайд 7-11) Кроты и мыши делают большие запасы (к суровой и снежной зиме); Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима) ; Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро); Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя); Гром в сентябре предвещает (сухую осень); Облака редкие – будет ясно и (холодно);
Слайд 12. 2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей приглашали «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастись на воле. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду. А сейчас проведем игру, которая называется "Рифмофокусы”. Я зачитываю вам стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:
(Слайд 13)
Знают Петя и Алена,
Огурец возьми любой,
Что банан всегда… сладкий. Он по цвету … зеленый
На столе – лимончик гладкий, Сухофрукт полезен очень,
А на вкус он очень… кислый. Посмотри, какой он … сухой
Вот арбуз – большой и спелый – Его не съешь, как лист капустный
А разрежешь – очень… красный. Острый перец очень… горький
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук.
(Слайд 14) "Осеннее украшение”.Осень не только красива сама по себе, но и украшает всё вокруг: устилает пёстрым ковром поляны и дорожки, развешивают яркие бусы на калине и рябине. Сейчас вы должны изготовить осеннее украшение из предлагаемых материалов – калины, рябины, боярышника и т.д. и украсить наших девочек.
( Слайд 15) 4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды.
Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти. Осень – время сбора урожая. Вот главная примета осени. Чтобы собрать урожай мы трудились всё лето дома на огороде, в школе на пришкольном участке: пололи, поливали, рыхлили, убирали урожай. А каковы же итоги? В нашем Шаховском районе есть такие садоводы и огородники, которые не только выращивают отменные овощи, но и делают из них настоящие произведения искусства, которые представляют на выставке «Дары природы» ……….. Фотоколлаж "Урожай – 2011” (Слайды 16-25) "Сбор урожая” (Для проведения конкурса капитану команды потребуется белые листочки и маркер.)Вот это корзины (обручи), в которые вам необходимо поместить как можно больше людей – это будут овощи и фрукты, причем у каждого должно быть свое название. Чей урожай окажется больше, тот и победил. (Слайд 26) 5 день – Капустница. Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Игра "Капуста”. (На своего напарника за 1 минуту одеть как можно больше вещей.)
"Угадай загадку” (Слайды27-36)
Пришла без красок и без кисти
Рыжий Егорка
И перекрасила все листья. Упал на озерко,
(Осень) Сам не утонул
И воды не всколыхнул (Осенний лист) В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол Караваем пришла.(Пшеница)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер) Что копали из земли,
Жарили, варили?
Шел долговяз,
в сыру землю
увяз. ( Дождь) Над землёй трава, Под землёй алая голова. (Свекла)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок(Морковь) На ощупь- очень гладкая, На вкус-как сахар сладкая.
Как на нашей грядке Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые. Летом зеленеют, А осенью краснеют. (Помидоры) Величава и кругла, На бахче она жила.
Сверху серая, смотри, Но оранжево внутри. К похвалам она привыкла Королева каши… (Тыква) Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) (Слайд 37)6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве. И следующий наш конкурс называется "Хвала осени” (Слайд 38). Вы должны подобрать хвалебные слова осени, то есть рассказать, какая она? Итак, наша программа подходит к концу. Сегодня мы узнали, что наши предки умели не только хорошо трудится, но умели и повеселиться. А любовь к Родине всегда начинается с любви к родному месту – городу, селу, деревне. И у каждого есть своя история, которую нам предстоит изучить. Жюри подводит итоги, награждает победителей. Праздник заканчивается чаепитием с караваем во главе стола. | |
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 0.0/0 |