Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Суббота, 04.05.2024, 00:47
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг.

Работа ученического круглого стола. Тема заседания «Зачем люди идут в храм».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОКОЛПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МО, Шаховской район, с. Белая Колпь,
Районный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий духовно-нравственного содержания
Работа ученического круглого стола.
Тема заседания «Зачем люди идут в храм» (7-8 классы)
Мероприятие составил: учитель русского языка, литературы и английского языка Выставкина Полина Михайловна
 
Аннотация. Целью данного мероприятия является духовно-нравственное развитие учащихся, приобщение их к духовной культуре и понимание огромной ценности этой культуры. В связи с этим задачи, сформулированные при составлении данного мероприятия, довольно просты. Для учащихся это, в первую очередь, наблюдение за жизнью вокруг себя, за людьми, беседы со знакомыми и родными (темы бесед указаны в самом мероприятии) и обсуждение полученной информации в кругу одноклассников. Для учителя главной задачей данного мероприятия является помощь учащимся в анализе и обобщении собранной в ходе подготовки к мероприятию информации. Учителю также необходимо следить и за тем, чтобы дети избегали жёсткой критики, грубого осуждения мыслей и идей друг друга, ведь главным девизом работы ученического круглого стола является равенство всех участников, право каждого на свою точку зрения и на слово в защиту своей идеи! В связи с этим, такая форма проведения школьных внеклассных мероприятий, в том числе и мероприятий духовно-нравственного содержания, как ученический круглый стол, является довольно привлекательной. Все учащиеся вместе с учителем сидят за одним столом, все имеют право высказаться, в то же время навязчивость, даже со стороны учителя, принуждение к высказыванию, если учащийся этого не хочет, недопустимы. В такой атмосфере дети, как правило, раскрываются, не боятся говорить то, что действительно думают. А то, что учащиеся, готовясь к заседанию круглого стола, ищут определенную информацию, берут интервью, роднит эту форму внеклассных мероприятий с исследовательской деятельностью. Выбор темы заседания круглого стола обусловлен её актуальностью. В наше суматошное время всем людям, и, в первую очередь, безусловно, подрастающему поколению необходимо оглянуться вокруг себя и задуматься: чем живут люди, что помогает нам верить в хорошее, не отчаиваться и всегда находить в себе силы на движение вперед? А ведь для многих людей такой опорой является храм... Данное мероприятие примерно ориентировано на учащихся 7-8 классов, однако, при желании, его можно провести и с учащимися других классов. Следует отметить, что заседание ученического круглого стола на тему «Зачем люди идут в храм» было действительно с успехом проведено с учащимися 8 класса Белоколпской СОШ в данном учебном году. При проведении данного мероприятия демонстрировалась презентация, которую подготовила в прошлом году ученица 9 класса. Эта презентация получила высокую оценку на районном уровне, и в её демонстрации в рамках круглого стола безусловно также есть педагогический момент. Учащиеся видят, какую большую и успешную работу проводят их товарищи, и это стимулирует их самих на дальнейшие исследования, упорную работу, в том числе и в направлении своего духовно-нравственного совершенствования.
I Начало мероприятия. Слово учителя. Учитель приветствует членов круглого стола и напоминает тему настоящего заседания: - Здравствуйте, ребята, рада снова видеть вас за нашим круглым столом! Сегодня мы с вами будем говорить на следующую тему: «Зачем люди идут в храм». Я знаю, что некоторые из вас иногда заходят в храм, некоторые не были там ни разу. В любом случае, давайте договоримся сразу, что цель сегодняшнего нашего заседания ни в коем случае ни осуждение одних и восхваление других, цель нашей встречи: понять, что ищут люди в храме, и что они там находят. Итак, давайте начнём. Обсуждая эту тему, нам с вами не надо ходить за примерами далеко, ведь в нашем селе есть замечательный храм, и все вы лично знаете многих из тех людей, которые туда ходят. Давайте же выслушаем первое сообщение, подготовленное специально к нашему сегодняшнему заседанию.
II Выступление учащегося. Первый учащийся выступает с сообщением об истории церкви Андрея Стратилата, демонстрирует презентацию «Наследие веков живое. Храм Воскресения Христова села Белая Колпь» (Презентация для мероприятия была предоставлена выступающему учителем. Во время демонстрации учащийся напоминает остальным членам круглого стола, что данная презентация ученицы их школы (Мамацуевой Залины) в прошлом учебном году стала победителем в районном конкурсе образовательных презентаций «Святые места Подмосковья»)
(Примерное содержание сообщения: Деревянный храм во имя мч. Андрея Стратилата в с. Белая Колпь впервые упоминается в 1497 г. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 г. тщанием владельца села кн. Михаила Александровича Шаховского.  Храм освятили в честь Воскресения Христова и устроили в нем приделы: во имя мч. Андрея Стратилата  и блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Федора, Муромских чудотворцев (небесных покровителей князя).  Позднее к церкви пристроили трапезную и трехъярусную колокольню. Высокие архитектурные особенности сооружения позволяют сделать вывод, что в постройке церкви принимал участие зрелый мастер. В 1918 г. имение князей Шаховских национализировано. Храм закрыли в конце 1930-х гг. До 1997 г. здание использовалось колхозом им. М. И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь возвратили верующим. Началось возрождение храма, от­крылась Воскресная школа, начались богослужения. Был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. В настоящее время священнослужителем церкви Андрея Стратилата остается благочинный протоиерей Алексей Александрович Русин, в храме проводятся богослужения, работает Воскресная школа.)
III Беседа с учащимися. - Спасибо за содержательный доклад. Ребята, вам было интересно? Скажите, что из этого сообщения вам уже было известно, а что вы, может быть, услышали впервые? Учащиеся отвечают, делятся мнениями, впечатлениями. - Хорошо, ребята, а теперь скажите, пожалуйста, много ли людей, по вашим наблюдениям, посещает церковь нашего села? Учащиеся отвечают.
(Примерный ответ: Церковь верующие посещают постоянно, наибольшее количество людей приходит в дни религиозных праздников. Храм посещают не только жители села Белая Колпь, но и люди, живущие в других деревнях, верующие из поселка Шаховская, обычно они добираются до Белой Колпи на автобусе.) - Ребята, а лично вы имеете среди своих знакомых или родных людей, которые ходят в церковь? Ответы учащихся. - Хорошо. Думаю настало время послушать наших следующих докладчиков. Я попросила трёх ребят взять интервью у своих знакомых, близких, может быть у родителей или бабушек и очень тактично спросить их: зачем они ходят в церковь? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
IV Выступление учащихся либо одного учащегося, представляющего всех интервьюеров, с обобщёнными результатами интервью. (Поскольку мероприятие было проведено, приводятся действительные ответы выступающих: Люди приходят в храм для того, чтобы - помолиться за своих родных (как живых, так и умерших) - попросить в молитве у Бога совета, помощи в трудной жизненной ситуации, заступничества - поблагодарить Бога, Богородицу, святых за помощь, успокоение души)
V Беседа с учащимися. - Хорошо, ребята. И ещё один вопрос я просила вас задавать в конце интервью людям, с которыми вы беседовали. Часто верующие говорят, что после посещения церкви на душе становится радостнее, настроение улучшается, и легче верится в хорошее. Так ли это? Что ответили вам на это люди, у которых вы брали интервью? Учащиеся отвечают. (Действительный ответ учащихся при проведении мероприятия: Да, люди ответили, что это правда, на душе действительно становится легче, лучше.) - Прекрасно. Спасибо вам, ребята, за вашу работу, это было нелёгкое задание, но вы справились! А теперь послушаем ещё двух участников нашего заседания, у них тоже было задание. Им нужно было взять интервью у детей, посещающих Воскресную школу, и задать ребяткам, по сути, всего один самый главный вопрос: зачем они посещают Воскресную школу, не легче ли остаться дома и посмотреть телевизор или поиграть в компьютер?
VI Выступление учащихся либо одного учащегося с обобщёнными результатами интервью. (Действительный ответ учащихся: Дети говорят, что там бывает интересно, они узнают то, чего раньше не знали, а после Воскресной школы остается ещё много времени и на телевизор, и на компьютер, и на друзей, потому что занятия проходят в выходной.)
VII Слово учителя. Беседа с учащимися. - Спасибо, ребята, и вы тоже выполнили своё задание очень хорошо! - Ну что же, уважаемые члены заседания, давайте подводить итоги… Получается, что вы, да и я тоже знаем достаточное большое количество людей, посещающих храм, так? Учащиеся отвечают. - Что же ищут люди в стенах храма? Учащиеся отвечают. (Планируемые ответы по итогам мероприятия совпали с действительными ответами учащихся: Совета, утешения, облегчения, покоя на душе…) - Да, пожалуй, тут я с вами согласна, ведь это подтверждают даже результаты взятых вами интервью. А если верующие, выходя из церкви, чувствуют лёгкость, спокойствие и потом возвращаются в стены храма снова, если детям интересно бывать на занятиях Воскресной школы, можно ли сказать, что люди находят в храме то, что ищут? Учащие отвечают. (Действительный ответ учащихся: Вероятно, да.)
VIII Слово учителя. Завершение мероприятия. - Да, кто ищет – тот всегда найдет. Нельзя заставить человека верить, нельзя принудить человека посещать или, наоборот, не посещать церковь, каждый выбирает сам. Но если огромное количество верующих находит утешение и поддержку в стенах храма, может, в этом есть какой-то смысл? На этот мой вопрос, ребята, можете не отвечать, но если вы после нашей сегодняшней встречи когда-нибудь хоть на минутку задумаетесь над ним, я буду рада. Спасибо вам за встречу, большое спасибо выступавшим и всем тем, кто высказывал своё мнение. На этом заседание нашего круглого стола окончено.
Категория: Рождественские чтения 2011-12 гг. | Добавил: администратор (18.12.2011)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0