Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Суббота, 20.04.2024, 15:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг.

Святой равноапостальный князь Владимир
МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Районный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий духовно – нравственного содержания
Святой равноапостальный князь Владимир
7 класс
Учитель Карпович Лариса Анатольевна
п. Шаховская 2011 год
 
Слово учителя: в 1-2 веках от Рождества Христова на землях, которые сегодня называются Подмосковьем, проживали разные неславянские племена: финно-угорские (родственные современным финнам и карелам) и балтские (литовцам). К 7-8 векам появляются на этих землях восточнославянские племена: кривичи, словене ильменские и вятичи. Вятичи, как известно, - самое восточное из всех восточнославянских племен, и именно их обычно считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. Вятичи же стали основой славянского населения Московского края. Племена вятичей были языческими. Языческая вера проявлялась во всех сферах жизни вятичей – обрядах погребения, устройства святилищ для поклонения идолам – капищ, в использовании амулетов и оберегов – предметов, использование которых, по мнению язычников, позволяло корректировать свою судьбу. В найденных на землях Московского края украшениях вятичей 12-13 веков можно увидеть символы языческих верований: знаки плодородия, огня, пожелания блага, небосвода, солнца и др. В изображениях на предметах домашнего обихода, найденных при раскопках курганов, можно увидеть изображения круга для гадания со старославянскими названиями месяцев. Первую христианскую проповедь Русская земля услышала от святого апостола Андрея Первозванного, ученика Иисуса Христа. Развитие христианской культуры на землях Подмосковья связано со становлением Древнерусского государства. Изучение истории Московской области показывает, что земли вятичей, населявших территории, которые сейчас входят в состав Подмосковья, были присоединены к Древнерусскому государству в 10 веке, в результате похода князя Святослава Игоревича. Киевская Русь становилась сильным государством в Европе, и кочевые племена опасались подступаться к Киеву. В летописи «Повесть временных лет», составленной святым Нестором Летописцем, рассказано, как произошло Крещение Руси. В конце 10 века князь Владимир, внук княгини Ольги, принял христианскую веру. А в 988 году произошло Крещение Руси. В летописных источниках сохранились свидетельства, что в царствование святого Владимира вятичи еще не входили в состав Русской державы, они долго держались своих языческих обычаев. И только в 12 веке святой Кукша произнес первую проповедь христианства на Московских землях. Как христианство пришло на Русь Уже давно водрузил крест Христов на кручах Днепровских апостол Андрей Первозванный. Но была тогда Русь языческой. Поклонялись в ней люди многим идолам. Воевать любили, набеги на соседей делали… Раз пришли Аскольд и Дир, князья киевские, к Византии, земле греческой. Ладьи у берега поставили, угрожать жителям начали. Были греки веры христианской. И прибегли они к Божией помощи. Во Влахернском храме Богородице молились. И святую Её ризу положили на море. Разыгралась буря, потопила все ладьи, повернуло войско киевское вспять. Изведав Божий гнев, призадумались князья. Собрали они во граде Киеве совет да позвали к себе послов греческих. Рассказать просили тех о вере христианской. И сказывал греческий епископ христианский о любви Христа Бога, о спасении. Прослышав о чудесной помощи Божьей, пожелали видеть князья чудо, на глазах творимое. Помолился Богу о помощи епископ, развел костер и положил в него книгу священную – Евангелие. Прогорел костер, угольки дымились. И лежала на них нетленная книга Священная. Поразились люди княжии диву-дивному. И с любовью и покорностью окрестились в веру христианскую. Но не все тогда в любовь Христа поверили. Оставалась Русь языческой. Святая равноапостольная княгиня Ольга Русские летописи рассказывают о жизни святой Ольги – первой княгини-христианки. Очень печалило княгиню, что её сын Святослав оставался язычником. Она убеждала: «Я, сын мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь – радоваться начнешь!» Воинственный Святослав не внимал мольбам матери и отвечал ей: «Как я могу иной закон принять? Моя дружина будет смеяться надо мною!» Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. На попечении княгини Ольги находились её внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по-христиански. Её труды не оказались напрасными. Внук святой Ольги Владимир, придя в зрелый возраст, сам крестился и весь русский народ крестил в Христову веру. Об Ольге вспомнили тогда бояре князя Владимира, сказав: «Если бы не добра была вера греческая, то Ольга не приняла бы её, а ведь она была мудрейшая!» Святой равноапостольный князь Владимир Детские годы Шли годы. И коснулась милость Божия Владимира, внука святой княгини Ольги. Великий князь Владимир воспитывался отцом Святославом. Отправляясь в поход, Святослав всегда брал с собой младшего сына. Детство Владимира прошло в седле, под полотняными сводами шатров, при огне походных костров. На пирах дружинники рассказывали, как они рубились на суше с хазарами и печенегами. Юный княжич любил Святослава не только как отца, но и как воина, слову которого повинуются старые и молодые дружинники. Он мечтал, что, когда вырастет, будет таким же, как отец. Дружинники любили княжича, учили его метко стрелять из лука, метать копье, показывали приёмы боя на мечах. Владимир часто вспоминал бабушку Ольгу, у которой жил в раннем детстве, до того, как его передали на выучку старшему дружиннику. Бабушка любила младшего внука, пела старинные протяжные песни, рассказывала о богатырях, бившихся за Русскую землю. Она учила внука христианским молитвам, говорила с ним о Христе и Богородице. Бабушка вскоре умерла, внук горько и безутешно плакал. Время шло, бабушкины рассказы о Христе забылись. А отец приучал сына к государственной деятельности. Когда Святослав в поход в Византию, он оставил Владимира воеводой в Новгороде. Никто не предполагал, что не знавший поражений грозный герой сложит свою голову на днепровских порогах. После смерти Святослава между братьями Ярополком и Олегом началась борьба за великокняжеский престол. Победив Олега, Ярополк затем захватил Новгород и расправился со сторонниками Владимира. Язычники Владимир вернулся на Русь с дружиной варягов, взял верх над Ярополком и вскоре въехал в град Киев. Он стал великим князем Киевским. Воспитанный отцом в язычестве, первым делом он возобновил обветшавших языческих идолов. Язычество немыслимо без принесения жертв, в том числе и человеческих. В то время погибли христиане Феодор и его сын Иоанн. Выбор веры Просмотр фрагмента фильма В Киев зачастили разные проповедники, нахваливавшие свою веру. Приходили мусульмане, проповедники от Римского папы, иудеи, утверждавшие, что их ветхозаветная вера самая истинная. Приходили также к князю проповедники и из Константинополя с рассказами о вере православной. Владимир задумался: какая же вера истинная? Послал он послов в разные страны узнать о том, как служат в них Богу? Во многих побывали они странах, узнали, во что веруют разные народы. Но ни в одной стране не видели они такой красоты, такого богослужения, как в Константинополе, нигде не слышали таких прекрасных песнопений. «Не знали мы, где находимся: не земле или уже на небо поднялись. Мы полагаем, что только у греков правильная вера, только с ними истинный Бог». В то время пришли в Владимиру греческие гонцы от императора с просьбой помочь войском в сражении. Владимир согласился с условием: отдать ему в жены императорскую сестру Анну. Греки поставили ему условие: если Владимир хочет иметь женой христианскую принцессу Анну, он должен отвергнуть язычество и креститься. После долгих споров Владимир согласился. Но незадолго до свадьбы он ослеп. Крестился князь Владимир в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Херсонеса. Дружинники под руки подвели слепого князя к купели, он вошел в неё. И когда епископ Михаил, возложив на князя руки, трижды погрузил его в купель, совершилось чудо: зрение возвратилось.
 
Баллада о князе Владимире (отрывок)
…По лону Днепровских сияющих вод,
Где празднуя жизни отраду,
Весной все гремит, и цветет, и поет,
Владимир с дружиной обратно плывет
Ко стольному Киеву-граду.
Всё звонкое пташство летает кругом,
Ликуючи в тысячу глоток,
А князь многодумным поникнул челом:
Свершился в могучей душе перелом,
И взор его мирен и кроток.
Забыла княгиня и слёзы и страх;
Одеждой алмазной блистая,
Глядит она, с юным весельем в очах,
Как много пестреет цветов в камышах,
Как плещется лебедей стая,
Как рощи навстречу несутся ладьям,
Как берег проносится мимо,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Глядит, как её отражается там
Из камней цветных диадема.
Плывет и священства и дьяконства хор
С ладьёю Владимира рядом;
Для Киева синий покинув Босфор,
Они оглашают Днепровский простор
Уставным демественным ладом.
Когда ж умолкает священный канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен,
И дней богатырских былины.
Так вверх по Днепру, по широкой реке,
Плывут их ладей вереницы,
И вот перед ними, по левой руке,
Всё выше и выше растет вдалеке
Град Киев с горой Щековицей.
Владимир с княжого седалища встал,
Прервалось весельщиков пенье,
И миг тишины и молчанья настал,
И князю, в сознании новых начал,
Открылось новое зренье:
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня;
И брызнули слёзы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалёка их поезд узнав,
Столпился на берег, и много
Скитавшихся робко без крова и прав
Пришло христиан из пещер и дубрав
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
«Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
 Но время настало – и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На вёсла дружней налегайте!»
Всшипела под полозом, пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулась быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон,
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
А. К. Толстой
 
Крещение Руси  
Теперь нужно было достойно увенчать начатое благое дело. Святой князь с епископом Михаилом и священниками отправился в Киев. Целый день по Киеву разъезжали конные глашатаи, трубили в рога и зычно возглашали: - Завтра все жители Киева, от грудных младенцев до дряхлых стариков, должны собраться на берегу Днепра. Кто не явится в назначенный срок, будет противен Богу и князю. Призвал князь в Киев народу без числа. К утру сошлись люди с детьми малыми на берег Днепра, вошли они в воду, и крестили их священники христианские. После Киева и в других городах людей крестить начали. На том месте, где стоял прежде Перун, князь воздвиг церковь во имя Пресвятой Богородицы. Изменился князь после крещения: стал он жить богоугодно, переменив все привычки и обычаи, привитые ему в язычестве, жалел даже разбойников, отменил казнь, говоря: «Боюсь брать грех на душу!» Во всякой добродетели был он наставляем супругой своей Анной. Он строил и украшал церкви, подавал милостыню нищим, был милосердным к преступникам и каждый день на своем дворе накрывал столы для нищих и бедных. Тем, кто по болезни или по немощи не мог дойти до княжеского двора, пищу и питьё приносили домой. Благодарный русский народ назвал святого князя Владимира Красным Солнышком. За просвещение Руси верой христианской прославлен он как святой равноапостольный.
 
Крещение Руси
В Киеве стольном
Народ, собираясь с утра,
Томился в волненье и страхе невольном
У вод темно-синих Днепра…
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял, вознесенный над всею толпою,
В руке архипастыря крест.
Под стройное пенье церковного клира
Свершался крещенья обряд,
И кротким сияньем душевного мира
Светился Владимира взгляд…
И долго глядел он на город с холмами
На веры святой колыбель,
На Днепр, заалевший под солнца лучами,
Руси вековую купель.
О. Чумина.
Категория: Рождественские чтения 2011-12 гг. | Добавил: администратор (19.12.2011)
Просмотров: 5667 | Рейтинг: 0.0/0