Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Пятница, 03.05.2024, 10:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рождественские чтения 2012-13 гг.

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного образования школьников»
Ни для кого не секрет, что в современном обществе вместо возвращения к традиционно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других российских национальностей средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствия, потребления и развлечений. Сегодня это рекламируется под видом общечеловеческих норм цивилизации. «Бери от жизни всё», - лозунг «цивилизованного» (в кавычках) общества. Поэтому развращение и деградация молодого поколения идёт быстрыми темпами, дети легко поддаются соблазнам и искушениям массовой псевдокультуры. Школа играет важную роль в воспитании человека. Но все ли понимают, что и зачем нужно воспитывать? Что такое «духовно-нравственное образование» и зачем оно нужно? Само слово «образование» произошло от слова «образ». С точки зрения православия «образование» - это восстановление целостности человека, образа Божия в нём, в духовном возвышении над материальным миром. Понятие «духовность» очень сложное - внутреннее побуждение, активизирующее мотивацию нравственного выбора, развивающееся в процессе самопознания, самоанализа и самосовершенствования; «нравственность» - это просто гуманное поведение человека в обществе. И совсем не обязательно человек нравственно воспитанный развит духовно. Это сложно заметить, т.к. уровень обученности по предмету выявляется проще - с помощью контрольных работ, тестов, а внутренняя позиция личности школьника не всегда совпадает с его внешними проявлениями, словами, поступками и действиями. По мнению известного философа и педагога Василия Васильевича Зеньковского, у детей нужно воспитывать самые главные духовно-нравственные чувства: любовь к людям, стыд и чувство совести. Некоторые педагоги выделяют 3 уровня принятия морали:
1. Уровень принятия морали авторитета. Первая стадия - принятие морали родителей. Вторая стадия - принятие морали учителя.
2. Уровень принятия морали социума. Третья стадия - принятие морали сверстников. Четвёртая стадия – принятие морали общества.
3. Уровень автономной совести. Пятая стадия – сомнение в существующих нравственных ценностях. Шестая стадия – собственный выбор системы ценностей иерархии. Рассмотрим эти периоды с точки зрения психолого-педагогических оснований духовно-нравственного образования школьников. Всё, что видит, слышит, чувствует младенец, становится фундаментом его духовного становления. Психологи отмечают, что «главная задача возраста до трёх лет – это запечатление любви». Важной является позиция родителей. Они решают, что для ребёнка хорошо, а что плохо, объясняют ему, что такое добро и зло. Это период принятия морали родителей, воспитание на основе духовно-нравственных ценностей родителей. Отношения в семье оказывают колоссальное влияние на духовно-нравственное становление детей любого возраста. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин появления педагогически запущенных, трудных детей. Главным внешним влиянием для школьника младшего возраста (7-10 лет) являются его родители и классный руководитель. Ребёнок приходит в школу, чтобы активно исследовать новое, задавать вопросы, удивляться. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников. А некоторые учителя путают понятия авторитетность и авторитарность. Авторитарность учителя - стиль руководства, выражающийся в стремлении максимально подчинить учеников своему влиянию. Впервые в педагогической науке авторитет родителя был разделён Антоном Семёновичем Макаренко на истинный и ложный. Разделение авторитета на виды применимо и для учителя. Истинный авторитет - это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть всё время младшими товарищами учителю, самим узнавать новое вместе с ним и под его ненавязчивым руководством. Ложный авторитет, по А.С. Макаренко, основан на стремлении учителя добиваться послушания от ребёнка, не затрачивая на это много сил и времени. Этот путь самый простой. У учителей, равно как и у родителей, наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета:
1. Авторитет подавления (это уже настоящая авторитарность). Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или (что ещё хуже) высмеиванием за неудачный ответ или невыполнение упражнения.
2. Авторитет расстояния. Учитель стремится всегда держать детей на дистанции. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой учитель гордо возвеличивает свою персону, воспитывая то же самое у детей.
3. Авторитет педантизма. Учитель постоянно придирается к ребёнку. Причём его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив, и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряжённо.
4. Авторитет резонёрства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких взрослых ребёнок быстро привыкает, перестаёт на них реагировать и раздраженно, а иногда, посмеиваясь, слушает поток нравоучений. Авторитет мнимой доброты. Родитель попускает ребёнку его шалости, балует его. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, они считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. В результате дети игнорируют указания и просьбы старшего, смеются над ним. По мнению В.В. Зеньковского «детское сердце носит в себе живое чувство Бога», но они часто теряют свою религиозную отзывчивость, и причина этого в нашей безрелигиозной жизни, материализме, стремлении жить без Бога. Похожая позиция прослеживается и у Л.Н.Толстого, который писал, что в раннем детстве душа еще не засорена ложью жизни, и каждый не может не вспомнить «...блаженного чувства умиления, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку: хочется одного - чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще больше хочется того, чтобы самому сделать так... чтобы, всем, было хорошо, самому отдать себя, всю свою жизнь на то, чтобы всегда, всем было хорошо и радостно!». На подростков 10-14 лет особое влияние оказывают сверстники, СМИ, улица. На духовно-нравственное становление ребёнка влияет уровень морали социума: сверстников и общества. В подростковый период позиция родителей и учителей у многих детей вызывает протест. Сильные духом, нравственно воспитанные школьники могут бороться с возникающими чувствами неприятия морали учителей и родителей. Такие подростки тренируют свои духовно-нравственные качества и в будущем именно они добиваются результатов в жизни. У других развивается агрессивное поведение, стрессы, тяга к субкультурам (готы, панки, рэпперы, эмо и т.д.), курению, алкоголю, клубам, наркотикам и т.д. Всё это, как им кажется, делает их более независимыми и самостоятельными в выборе ценностей. Полученные в ходе ряда исследований данные показывают, что агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами: бедностью ценностных ориентаций, отсутствием увлечений, духовных запросов, интересов; повышенной внушаемостью, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений; эмоциональной грубостью, озлобленностью, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Ученые доказали, что агрессия может возникать у подростка не только в результате негативного влияния сверстников и общества, но и при отсутствии родительской любви, при постоянном применении наказаний со стороны родителей и учителей. Чем чаще ребёнку говорить, что он глупый и ничего не стоящий, тем быстрее он таким становится и ищет поддержки на улице (там, где в компании он быстрее других начнет курить и пить и будет лучшим). Подростки постепенно сами начинают выбирать себе ценности, на которые они и будут ориентироваться. Этот процесс осуществляется на фоне неизбежных кризисов данного возраста: резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах. Однако в процессе взросления эти подростковые психологические кризисы уменьшают свою активность. В зависимости от культурных традиций страны, уровня развития общества, положения в семье переход от детства к взрослости может длиться несколько лет, но не происходит моментально. Взрослеющий подросток переходит в период юности с 14 до 18 лет. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Основные психические новообразования – осознание самого себя как целостной личности, самоопределение. Однако в этот период отсутствует социальный опыт, в результате чего появляется юношеский максимализм, стремящийся к внешним достижениям: нравиться всем, получать от жизни всё. В период юности личность отвергает моральные установки и определяет свою иерархию жизненных ценностей, строящуюся, однако, на ранее заданных моральных установках родителя, учителя, сверстников, общества в целом. Юноша начинает сомневаться в тех ценностях, которые прививались ему с детства. Выбор делается либо в пользу жизни, направленной на материальную выгоду и потребление, либо выбор духовно-нравственного пути, основанного на жизни с Богом на основе привитых в семье и школе нравственных ценностей. Стоит отметить, что выбор юный воспитанник делает сам, без помощи родителя или учителя. Ведь их главная роль состояла в подготовке подростка к юности и к самостоятельности. И в завершении хочется вспомнить слова Шалвы Александровича Амонашвили. Он выделяет основные личностные качества учителя, которые являются актуальными всегда, но иногда такими трудными для исполнения:
1. Любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
2. Уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребёнок становится его соратником.
 3. Необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. (А не говорить, что все дети сейчас плохие, воспитать их невозможно).
4. Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает нравственные ценности общества.
Директор Муриковской средней общеобразовательной школы, преподаватель Воскресной школы Бежевец Д. А.


Источник: http://sreteniehram.ucoz.ru/news/doklad_na_temu_psikhologo_pedagogicheskie_osnovy_dukhovno_nravstvennogo_obrazovanija_sh
Категория: Рождественские чтения 2012-13 гг. | Добавил: администратор (17.11.2012) | Автор: Бежевец Д. А.
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 0.0/0