Главная » Статьи » Рождественские чтения 2011-12 гг. |
Святой равноапостальный князь Владимир
МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Районный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий духовно – нравственного содержания
Святой равноапостальный князь Владимир
7 класс
Учитель Карпович Лариса Анатольевна
п. Шаховская 2011 год
Слово учителя: в 1-2 веках от Рождества Христова на землях, которые сегодня называются Подмосковьем, проживали разные неславянские племена: финно-угорские (родственные современным финнам и карелам) и балтские (литовцам). К 7-8 векам появляются на этих землях восточнославянские племена: кривичи, словене ильменские и вятичи. Вятичи, как известно, - самое восточное из всех восточнославянских племен, и именно их обычно считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. Вятичи же стали основой славянского населения Московского края. Племена вятичей были языческими. Языческая вера проявлялась во всех сферах жизни вятичей – обрядах погребения, устройства святилищ для поклонения идолам – капищ, в использовании амулетов и оберегов – предметов, использование которых, по мнению язычников, позволяло корректировать свою судьбу. В найденных на землях Московского края украшениях вятичей 12-13 веков можно увидеть символы языческих верований: знаки плодородия, огня, пожелания блага, небосвода, солнца и др. В изображениях на предметах домашнего обихода, найденных при раскопках курганов, можно увидеть изображения круга для гадания со старославянскими названиями месяцев. Первую христианскую проповедь Русская земля услышала от святого апостола Андрея Первозванного,
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Баллада о князе Владимире (отрывок)
…По лону Днепровских сияющих вод,
Где празднуя жизни отраду,
Весной все гремит, и цветет, и поет,
Владимир с дружиной обратно плывет
Ко стольному Киеву-граду.
Всё звонкое пташство летает кругом,
Ликуючи в тысячу глоток,
А князь многодумным поникнул челом:
Свершился в могучей душе перелом,
И взор его мирен и кроток.
Забыла княгиня и слёзы и страх;
Одеждой алмазной блистая,
Глядит она, с юным весельем в очах,
Как много пестреет цветов в камышах,
Как плещется лебедей стая,
Как рощи навстречу несутся ладьям,
Как берег проносится мимо,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Глядит, как её отражается там
Из камней цветных диадема.
Плывет и священства и дьяконства хор
С ладьёю Владимира рядом;
Для Киева синий покинув Босфор,
Они оглашают Днепровский простор
Уставным демественным ладом.
Когда ж умолкает священный канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен,
И дней богатырских былины.
Так вверх по Днепру, по широкой реке,
Плывут их ладей вереницы,
И вот перед ними, по левой руке,
Всё выше и выше растет вдалеке
Град Киев с горой Щековицей.
Владимир с княжого седалища встал,
Прервалось весельщиков пенье,
И миг тишины и молчанья настал,
И князю, в сознании новых начал,
Открылось новое зренье:
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня;
И брызнули слёзы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалёка их поезд узнав,
Столпился на берег, и много
Скитавшихся робко без крова и прав
Пришло христиан из пещер и дубрав
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
«Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало – и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На вёсла дружней налегайте!»
Всшипела под полозом, пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулась быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон,
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
А. К. Толстой
Теперь нужно было достойно увенчать начатое благое дело. Святой князь с епископом Михаилом и священниками отправился в Киев. Целый день по Киеву разъезжали конные глашатаи, трубили в рога и зычно возглашали: - Завтра все жители Киева, от грудных младенцев до дряхлых стариков, должны собраться на берегу Днепра. Кто не явится в назначенный срок, будет противен Богу и князю. Призвал князь в Киев народу без числа. К утру сошлись люди с детьми малыми на берег Днепра, вошли они в воду, и крестили их священники христианские. После Киева и в других городах людей крестить начали. На том месте, где стоял прежде Перун, князь воздвиг церковь во имя Пресвятой Богородицы. Изменился князь после крещения: стал он жить богоугодно, переменив все привычки и обычаи, привитые ему в язычестве, жалел даже разбойников, отменил казнь, говоря: «Боюсь брать грех на душу!» Во всякой добродетели был он наставляем супругой своей Анной. Он строил и украшал церкви, подавал милостыню нищим, был милосердным к преступникам и каждый день на своем дворе накрывал столы для нищих и бедных. Тем, кто по болезни или по немощи не мог дойти до княжеского двора, пищу и питьё приносили домой. Благодарный русский народ назвал святого князя Владимира Красным Солнышком. За просвещение Руси верой христианской прославлен он как святой равноапостольный.
Крещение Руси
В Киеве стольном
Народ, собираясь с утра,
Томился в волненье и страхе невольном
У вод темно-синих Днепра…
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял, вознесенный над всею толпою,
В руке архипастыря крест.
Под стройное пенье церковного клира
Свершался крещенья обряд,
И кротким сияньем душевного мира
Светился Владимира взгляд…
И долго глядел он на город с холмами
На веры святой колыбель,
На Днепр, заалевший под солнца лучами,
Руси вековую купель.
О. Чумина. | |
Просмотров: 5779 | Рейтинг: 0.0/0 |