Воскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии

Суббота, 04.05.2024, 10:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Ноябрь » 23 » Боль за погибших никогда не пройдет
18:46
Боль за погибших никогда не пройдет
Вот уже 7 лет в нашем районе успешно действует Шаховской поисковый отряд «Запад». Члены отряда занимаются поиском и захоронением останков воинов Великой Отечественной войны на территории Московской, Смоленской и Тверской областей. Командир отряда Валерий Викторович Кузьмин (на фото) считает своей главной задачей патриотическое воспитание подрастающего поколения. С ним беседует  корреспондент газеты "Шаховские вести".
-Валерий Викторович, давно ли вы начали заниматься поисковой деятельностью? 
-С восьмидесятых годов прошлого века я начал работать с поисковиками Московского поискового отряда «Тритон» под командованием Алексея Пенькова. Именно там я приобрел опыт поиско вой работы. 
-Чем привлекает вас поисковая работа? 
-Соприкосновение с прошлым заставляет задуматься о настоящем и будущем. Я считаю своим долгом заниматься поиском останков погибших солдат. Наибольшую значимость представляет то, что мы не только находим останки воинов, но в ряде случаев нам удается отыскать и их родственников. И когда представляется возможность с ними встретиться, побольше узнать о погибших, увидеть их фотографии, в душе что-то переворачивается, и сердце заполняется теплом. 
-Валерий Викторович, как давно возник отряд «Запад», и как получилось, что вы стали его командиром?
- Это удивительная история. В 2005 году мне позвонила незнакомая женщина. Это была Галина Федоровна Хохрякова. Поинтересовалась, правда ли я занимаюсь этим благородным делом. Пригласила съездить с ребятами в поисковую экспедицию. Я согласился. Вместе с нами был и Олег Геннадьевич Ольховский, но в то время он уже был тяжело болен. Днем находился под капельницей, а после обеда приезжал к нам в лагерь. В течение года я присматривался к ребятам и был в отряде поисковиком– общественником. И только в 2006 году стал работать в центре «Запад» специалистом по работе с молодежью. Был избран командиром поискового отряда. Так что официально отряд зарегистрирован с 2006 года. 
-Какими знаниями должен обладать член поискового отряда? 
-Если кто-либо хочет за тью профессионально и быть настоящим поисковиком, он должен, прежде всего, знать историю Второй мировой и Великой Отечественной войн. Конечно, нужно знать, какие были фронты, их командующих, где и как проходили сражения. Но этого мало. Необходимо точно представлять, какое оружие было у нас, какое у противника, уметь распознавать медальоны, знать обмундирование, военные уставы, структуру дивизий, это очень помогает в поиске. Кроме того, нужны определенные знания по технике безопасности и основам походной деятельности. 
-Часто ли удается разыскать родственников погибших бойцов? 
- Нет, не часто. Для того, чтобы найти родственников, нужно опознать бойца, т.е. найти или именную вещь, или солдатский медальон, а это бывает очень редко. Статистика показывает, что на сто найденных бойцов приходится примерно четыре- шесть медальонов. Если на ходим именную вещь, неред ко она подписана только фа милией, а этого мало. Если удается прочитать медальон - удача. Мы сразу начинаем работать по этим данным. Они проверяются через Интернет, далее отправляем запросы в военкоматы, по месту жительства семьи погибшего. Иногда удается найти родственников. Некоторые из них приезжают на место захоронения. 
-Валерий Викторович, как обычно проходит «Вахта Памяти»? 
-Прежде всего, хочу сказать, что «Вахта Памяти» бывает двух видов: учебно-тренировочная и боевая. На учебно-тренировочную вахту приезжает очень много детей, подростков, их знакомят с поисковой деятельностью.  Для них проводится много познавательных мероприятий. А боевая «Вахта Памяти» полностью посвящена раскопкам. Сначала выбирается место для стоянки – обязательно возле водоема и недалеко от места боя. В первый день все благоустраивают лагерь. Затем лужайку неподалеку освобождают от травы, огораживают. Это место считается так называемой «времянкой», временным захоронением. Сюда каждый день приносят останки бойцов, накрывают их еловым лапником, рядом  крест, икона и горит лампада. 
-Если можно, опишите обычный день работы вашего отряда. 
-Просыпаемся в восемь часов утра, оставляем в лагере двух дневальных и уходим в лес на поиск. В лесу мы пытаемся определить, где шли бои. Учитывая стратегию боя, ориентируемся на речку или какую-либо высоту, на пример, холм. Опытный поисковик может определить, где воронки от снарядов, где находились блиндажи, окопы. Когда находим линию обороны, окопы, начинаем проверять это место миноискателем. Другие ребята ходят со щупами, металлическими стержнями и пробивают землю на один-полтора метра. Если щуп обнаруживает какой-то предмет, то опытные поисковики по звону или по земле, которая остается на кончике, могут определить  корень это или кирпич, железо, кость или камень. Мы исследуем окопы, поскольку там наверняка могут быть останки бойцов. В поиске мы проводим около десяти часов. Возвращаемся вечером усталые, но никто сразу спать не ложится. Все собираются у костра, пьют чай, сидят с гитарой. 
-Были ли случаи, когда поисковики случайно об наруживали останки бойцов? 
-Да, такое было. Например, искали весь день и никого не нашли. Ребята сели отдохнуть, а миноискатель забыли выключить и прислонили его к дереву. Тот неожиданно зазвенел. Поисковики тут же сделали шурф, раскопали яму, нашли сначала одного бойца, потом еще нескольких. 
-Как вы определяете места, где нужно проводить поиски? 
-Во время войны командир был обязан после боя, обозначить потери и места, где произведено захоронение, но на самом деле такие места отмечались не всегда. Иногда по причине халатности командира, а чаще всего потому, что во время наступления командиры просто не успевали отмечать захоронение, иногда даже бумаги не было. И все же, кое-что удалось зафиксировать. У меня есть карта, на которой на основе архивов и фронтовых карт отмечены места захоронений. Найти захоронение – это большая удача. Местные жители нам рассказывали, что после войны все поля были сплошь покрыты телами бойцов. Как правило, колхозники переносили погибших в овраг, чтобы потом была возможность перепахать и засеять поле. 
-Валерий Викторович, кого вы чаще находите – советских или гитлеровских солдат? 
-В нашей армии часто бросали бойцов на поле боя, похоронным командам в лучшем случае удавалось стянуть солдат в воронку и при ыпать землей. И потерь у нас было больше, особенно в 1941-1942 годах, воевали-то часто неразумно, поэтому останки наших солдат находим чаще. У фашистов все было организовано лучше. 
- Близится к завершению 2012 год. Вы, наверняка, уже подводите его предварительные итоги. 
- Нынешний год был более или менее успешным. В состав нашего отряда вошли поисковые отряды Шаховского муниципального района: «9 рота», «Кедр», «Бригантина», «Феникс». Вот уже второй год мы сотрудничаем с отрядом «Поиск» им. О.Г. Ольховского. Организовывали совместные поисковые военноархеологические экспедиции. За период «Вахты Памяти 2012» было проведено 6 разве дывательных экспедиций, 7 военноархеологических поисковых экспедиций. Поднято 38 бойцов, найдено 5 медальонов (три из них  читаемые). Организованы встречи с родственниками погибших воинов-красноармейцев, пропавших без вести в годы войны, в которых участвовало две семьи (Дмитрия Арсен тьевича Измайлова и Бориса Николаевича Васильева). По медальону захороненного в 2010 г. на мемориале Спас Вилки бойца Петра Бахтина нашлись родственники. Ждем встречи. 
-Спасибо за интересную беседу. Успехов вам в ва шем благородном и важном деле.
 
Подготовила
Т. МИХАЙЛОВА

Категория: работа с молодежью | Просмотров: 1004 | Добавил: администратор | Рейтинг: 0.0/0